В Москве стартовал форум «Сделано в России». Его основная задача — показать людям, как активно развивается российское производство и как много товаров создают в различных субъектах РФ. Daily Storm решил вспомнить, какие отечественные проекты провалились, несмотря на громкий старт, а какие — получились.
«Е-мобиль»: «несбывшаяся мечта»
Весной 2010 года в России стартовал проект олигарха и экс-кандидата в президенты Михаила Прохорова «Е-мобиль». Первоначальные затраты оценивались в 150 миллионов евро.
«Е-мобиль», по задумке создателей, — легковой автомобиль с гибридной силовой установкой — газобензиновым ДВС и электромотором. Транспортное средство должно было на 90% состоять из отечественных комплектующих.
Сначала проект активно набирал обороты. На «Е-мобиле» прокатился Владимир Путин, бывший на тот момент премьер-министром. Как отмечало издание «Интерфакс», тест-драйв прошел успешно. Количество предзаказов на новейшее творение российского автопрома составило 50 тысяч. Стоимость автомобиля должна была составить от 320 тысяч до 480 тысяч рублей.
Однако запуск так и не состоялся. Сначала старт перенесли на 2014 год, но в итоге «Е-мобили» не вышли в свет, а проект и вовсе закрылся. Все разработки были переданы в институт НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. — Примеч. Daily Storm) за символическую сумму в один евро.
Daily Storm обратился в НАМИ, чтобы узнать дальнейшую судьбу стартапа. Однако замдиректора организации Андрей Гармай заявил, что не комментирует «Е-мобили», а «институт не занимается этим проектом».
Российские спорткары: история Marussia Motors
Похожая история произошла и с другим проектом в сфере автопрома. В 2007 году актер и бывший автогонщик Николай Фоменко создал компанию Marussia, главной целью которой стала разработка «мощного спортивного автомобиля». Через год фирма представила первый прототип спорткара, а запуск на мировой рынок был запланирован уже на осень 2012 года.
На старте компания получила многомиллионные инвестиции и даже поучаствовала в нескольких сезонах чемпионата «Формулы-1».
Однако дальше проект не «взлетел». Главный конструктор «Маруси», советник президента Российской автомобильной федерации Игорь Ермилин, в интервью «Известиям» в 2014 году рассказал, что за семь лет существования бренда удалось продать только три машины.
«Производство Marussia Motors было экспериментальным. Ручным трудом получалось делать порядка 100 спортивных автомобилей в месяц. Продавались ли они? В общем, нет. Насколько я знаю, с номерными знаками числятся три машины и еще одна не зарегистрирована. Все это очень грустно. На днях взглянул на машину в дизайн-центре и чуть не прослезился», — жаловался Ермилин изданию.
Тогда же компания объявила о своем банкротстве, все имущество было распродано. Причиной ликвидации бренда официально были названы финансовые проблемы.
«Йотафон», два экрана и банкротство
В 2013 году глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов презентовал премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву первый российский смартфон. По словам Чемезова, в «YotaPhone» было внедрено сразу «пять инноваций», аппарат участвовал в международных выставках в Лас-Вегасе и получил высшие награды.
«Apple напрягся?» — пошутил Медведев. Чемезов ответил утвердительно.
По словам Yota Devices, преимущество телефона заключалось в двух экранах: жидкокристаллическом и черно-белом (для работы в экономном режиме). 4 декабря аппарат поступил в продажу в онлайн-магазины производителя и салоны Yota. Его стоимость составляла чуть более 19 тысяч рублей. За первые три недели было продано более 10 тысяч экземпляров.
После этого в 2014 году компания выпустила YotaPhone второго поколения. Первым обладателем усовершенствованной версии стал Си Цзиньпин. Аппарат ему вручил лично Владимир Путин во время саммита АТЭС.
Спустя три года третью модель аппарата презентовали на китайском рынке. В России он так и не появился. В 2019 году компания Yota Devices была признана банкротом. Такое решение по офшорной компании вынес Верховный суд Каймановых островов. Сообщалось, что компания задолжала поставщикам около одного миллиона долларов.
Вместо Boeing: отечественные самолеты
В 2017 году состоялся первый пробный полет российского пассажирского самолета МС-21. Это модернизированный советский Як-42. Разработкой МС-21 занимаются сразу несколько отечественных компаний, включая корпорацию «Иркут», ОКБ Яковлева, КБ Бериева и компанию «АэроКомпозит».
По официальным планам Объединенной авиастроительной корпорации, ввод в эксплуатацию самолетов семейства МС-21 был намечен на 2017-2019 год, однако в 2018 году США ввели санкции на поставку материалов для композитных элементов самолета. Серийное производство пришлось перенести на пять лет.
В 2023 году в интервью ТАСС генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский заявил, что сейчас корпорация ведет активную работу над серийными лайнерами МС-21, а в производстве находятся 18 машин. Композитные материалы удалось заместить.
«Первые пять планеров МС-21 уже готовы, собраны, началась установка на них отечественных систем и агрегатов с параллельным процессом сертификации», — подчеркнул Богинский.
Коммерсант также сообщал, что «Аэрофлот» должен получить до 2030 года 210 самолетов МС-21 из 270 планируемых к производству. Собеседник издания тогда отметил, что МС-21 и его ресурсы до сих пор «остаются большим сюрпризом».
Экологически чистый транспорт
Другая судьба ждала московский проект по внедрению электробусов. В 2018 году российские автопроизводители КамАЗ и ГАЗ выиграли тендер на поставку двухсот единиц экологически чистого транспорта для рынка Москвы. Контракт был заключен на 15 лет, стоимость каждого составила более шести миллиардов рублей, сообщал РБК.
Тогда мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что с 2021 года правительство столицы будет закупать только этот транспорт вместо дизельных автобусов. Это должно было сделать город чище и красивее.
Сейчас на сайте московского дептранса сказано, что за пять лет город приобрел более тысячи электробусов. Они функционируют как минимум на 100 маршрутах.
«Бесшумные, экологичные, надежные электробусы идеально подходят для такого динамичного мегаполиса, как Москва. Поэтому количество электробусных маршрутов будет только расти», — заявлял Сергей Собянин в своем Telegram-канале.
Системы электронного банкинга
С появлением смартфонов появилась острая необходимость в оперативном решении всех банковских вопросов. Во всех странах мира начали появляться свои электронные приложения. В том числе и в России. Так, в 2007 году была запущена система интернет-банкинга от «Русского стандарта». На момент запуска клиенты могли получить через интернет только инфоподдержку, однако уже спустя два года появилась возможность совершать внутренние и внешние переводы, оплачивать различные услуги. Уже к 2012 году система набрала более двух миллионов пользователей.
В 2008 году такая же система банкинга появилась и у Сбербанка. Изначально она предназначалась для управления сберегательными книжками, однако со временем начала развиваться и превратилась в полноценный «Сбербанк онлайн». По итогам 2022 года «Сбер» сообщил, что количество людей, ежедневно использующих приложение, составило более 40 миллионов человек.
Приложение «Сбера» было признано лучшим мобильным банком по версии Go Banking. В 2018 году, по данным ресурса RBI, оно вошло в рейтинг лучших мобильных банковских приложений.
Похожая история успеха и у другого российского приложения для электронного банкинга — «Тинькофф». Согласно данным международного издания Fintech, приложение за 2022 год скачивали более 15 миллионов раз, «Тинькофф» вышел на пятое место в мире по этому показателю.