30 ноября 1993 года первый президент России Борис Ельцин подписал указ о государственном гербе страны. В центре госзнака — герб Москвы. Вы когда-нибудь замечали, что всадники на российском и московском гербах отличаются? Историк-генеалог, писатель, член Геральдического совета при президенте России Станислав Думин рассказал Daily Storm об отличиях гербов и их символизме.
Принято считать, что двуглавый орел символизирует расположение России в двух частях света — Европе и Азии. Держава и скипетр — символы власти. В центре знака — герб Московского государства, похожий на современный герб столицы.
Чем отличаются изображения всадников?
На столичном гербе изображен святой Георгий Победоносец с золотым копьем, а на государственном — безымянный всадник с серебряным копьем. На московском гербе конь опирается только на две задние ноги, а черный змей стоит на четырех лапах и оборачивается. На российском — конь стоит на трех ногах, змей опрокинут навзничь.
Член Геральдического совета при президенте России Станислав Думин объясняет, что в геральдике небольшие детали изображений не очень важны. В XVII-XVIII веках на маленькие нюансы на гербах не обращали пристального внимания, большее значение уделялось цветам на изображении. Уже позднее начали все детализировать и пытаться описывать «каждый гвоздик на подкове».
Эксперт отмечает, что при создании российского герба был проявлен авторский подход художника — вероятно, поэтому изображение всадника может слегка отличаться от московского. Строго говоря, всадник — единая узнаваемая эмблема и на российском, и на московском гербах, подчеркивает Думин. Это символ борьбы добра со злом. Возможно, для многонациональной и многоконфессиональной России безымянный всадник более универсален, чем святой, предположил историк.
Герб столицы и Московского государства
В основе российского и столичного гербов — герб Москвы. Изначально он был символом не города, а Московского государства. Когда он появился, городских гербов еще не было. Герб начали использовать на русских печатях в XV веке.
«Всадник на коне интерпретировался по-разному. Одно и то же изображение вплоть до конца XVII века описывалось как государь на коне, победивший змея, защитник Отечества, подобный Святому Георгию, от нечисти. Священная миссия государя защищать от нечисти, которую символизировал змей, символ зла», — поясняет историк.
«Современный герб Москвы — это творчество времен Екатерины II, когда городу был пожалован герб, — продолжает эксперт. — На нем всадник римского типа, в соответствии с историческими реалиями. Именно этот герб был установлен как герб Москвы в 1990-е годы при моем скромном участии».
Всадника рисовали по-разному: с крестом, с нимбом. Но было решено для современного столичного герба сохранить исторический тип, с изображением святого Георгия Победоносца, но без лишних (наподобие нимба) атрибутов. Герб более светский и менее религиозный, отмечает Думин. При многонациональном составе российского государства и его столицы важно, что использовался не сугубо христианский символ, считает он.
Изменения в изображении гербов
В XVII-XVIII веках на небольшие детали на гербах не обращали никакого внимания. Большое значение уделяли цветам, использованным в изображениях. «Потом как-то стали детализировать, описывать каждый гвоздик на подкове. Начались размышления о том, что где-то что-то не совпадает, хотя, строго говоря, эмблема узнаваемая, поэтому, как бы то ни было, герб Москвы является сердцевиной государственного герба, потому что исторически это более ранний герб Московского государства, чем двуглавый орел», — рассказал эксперт.
На печати Ивана III на одной стороне был московский герб, на другой — двуглавый орел. В соединении всадник и орел появились в XVI веке, отмечает Думин.
В XIX веке прошла реформа государственной геральдики, к тому времени гербом России был двуглавый орел. Он тоже изображался по-разному: крылья то опущены, то подняты. «Рассматривать в этом какую-то символику [не стоит], это просто как пиджак — двубортный, однобортный [неважно], это все равно пиджак. С геральдической точки зрения это не столь важные отличия», — говорит историк.
В середине XIX века русскую геральдику пытались больше синхронизировать с европейской. «Мы правила геральдики в значительной степени заимствовали у Западной Европы, но у нас были и свои традиции. В частности, в изображении определенных фигур. Более правильным в геральдике считают изображение, когда скачущий, идущий зверь, человек, всадник, обращены в правую геральдическую сторону, слева от зрителя. При императоре Александре II московского всадника перевернули», — отмечает Станислав Думин.
Авторский подход при создании герба России
Когда создавался современный герб Российской Федерации, решили, что положение всадника, соответствующее изображению последних царствований, более уместно, рассказывает член Геральдического совета при президенте РФ.
«Мое личное мнение — при разработке эталона государственного герба Российской Федерации был проявлен авторский подход. — говорит Думин. — Очень хороший художник создал собственный вариант двуглавого орла. У художников это случается — им хочется сделать что-то свое, не копировать достижения своих предшественников. Хотя, на мой взгляд, логично было бы сохранить неприкосновенность герба Российской империи, который был во время царствования Николая II, убрав, может быть, титульные гербы, потому что там много было царств, которые сейчас не входят в Российскую Федерацию. Эти гербовые щитки убрали, а герб Москвы оставили. Но его тоже нарисовали заново».
Фигура всадника и змея — это авторская работа, которая была принята в 1993 году и стала эталоном. «Взяли, нарисовали и президент [России Борис Ельцин] утвердил. И с тех пор этот рисунок в быту, — поясняет эксперт. — Всадник на российском гербе не святой, всадник — символ борьбы добра со злом, что тоже, может быть, для России более универсально, чем если бы это был святой. Кстати говоря, на гербе Российской империи он тоже был без нимба, поэтому это исторически правильно».