Госдума 17 апреля приняла во втором чтении законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Речь идет о централизованной системе, где соберут базовые сведения о гражданах РФ. По задумке законотворцев, новый регистр поможет повысить качество предоставляемых госуслуг, реализовать госполитику в социально-экономической сфере, защитить права граждан и так далее. Ответственной за формирование и ведение системы будет Федеральная налоговая служба. Любители конспирологии тут же увидели в этой задумке всеобщую слежку за народом. Так ли это — в деталях рассказывает Daily Storm.
Откуда взялась идея о создании единого регистра?
Система, которую планируют сформировать и запустить законотворцы, на самом деле не новая. Это скорее следующая ступень развития уже существующих разработок.
Законопроект о едином федеральном информационном регистре был разработан во исполнение Указа президента Российской Федерации от 15 января 2016 года №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования». То есть был необходим законопроект, предусматривающий формирование и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе на основе данных регистрации актов гражданского состояния.
В июне 2016 года в парламенте был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Он предусматривал, что с октября 2018 года все записи актов гражданского состояния осуществляются в электронном виде в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). Вместе с новыми данными в систему внесли также исторические записи начиная с 1926 года. Все вносимые акты ежедневно формируют общую статистику по регионам, а также передаются в различные органы, которые используют данные для своей работы: Пенсионный фонд, органы соцзащиты, МВД и другие. Оператором реестра является Федеральная налоговая служба, так как обладает необходимыми техническими ресурсами.
Единый регистр, который депутаты создают сейчас на бумаге, будет впоследствии формироваться на базе ЕГР ЗАГС.
Если у нас уже есть подобная система ― чем будет отличаться новая?
Предполагается, что новый регистр объединит в себе все основные персональные данные, а не только ту информацию, которая сейчас хранится в реестре записей актов гражданского состояния. Во-первых, это базовые сведения, которые включают в себя фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Во-вторых ― дополнительные сведения: семейное положение, данные о детях и родителях.
Система будет вмещать в себя информацию не только о гражданах РФ, но и об иностранцах, проживающих в России. Поэтому в числе дополнительных окажутся также данные о гражданстве и сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Третий момент ― это целый комплект так называемых идентификаторов иных сведений, содержащихся на других ресурсах. То есть сами сведения в ресурс включаться не будут, потому что данные не должны дублироваться. В регистре окажутся только идентификаторы соответствующих записей. Например, ID актов рождения и смерти; документа, удостоверяющего личность; регистрационного учета гражданина РФ и миграционного учета иностранного гражданина; постановки на учет в налоговом органе; регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; постановки на воинский учет и так далее.
Суть всего этого процесса в том, чтобы в итоге данные систематизировались в хронологическом порядке и предстали в виде одной цепочки — от рождения и до смерти со всеми промежуточными операциями вроде заключения брака или получения диплома. Соответственно, система скорее не аккумулирует данные, а создает связи.
Согласно законопроекту, сведения об одном физическом лице образуют одну запись федерального регистра. Такая запись идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений ее номер остается таким же.
Зачем нам это нужно?
В первую очередь, законотворцы считают, что такая мера приведет все данные «к общему знаменателю». Ведь часто получается так, что в отдельных системах различных органов одна и та же информация может быть записана по-разному, не говоря уже об ошибках. Эти, пусть даже незначительные расхождения, могут существенно тормозить те или иные бюрократические процессы. Поэтому принцип одного окна должен помочь сократить сроки, повысить качество предоставляемых госуслуг и сократить объемы бумажного документооборота.
Кроме этого, в законопроекте указано, что регистр послужит и для официального статистического учета населения, а также составления и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов и других целей государственного и муниципального управления. Понадобится регистр и для осуществления полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума, предусмотренных законодательством РФ. Еще одна задача ― совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нужно ли будет гражданам взаимодействовать с регистром лично?
Обычный гражданин не будет иметь доступа в систему ― это прерогатива исключительно органов власти, которые обозначены в законе. Однако эти данные будут отображаться в личном кабинете на портале госуслуг. Согласно поправкам к законопроекту, принятым во втором чтении, физические лица и их законные представители будут иметь право запрашивать те или иные сведения из регистра.
Если они по какой-то причине окажутся ошибочными, то для их исправления необходимо обращаться в конкретный орган, который сформировал запись. Например, если ошибка — в данных о водительском удостоверении, то гражданин все равно должен идти в МВД. То есть даже при наличии единой системы сделать централизованный запрос не получится.
Как эти данные планируют защитить?
Сохранность персональных данных ― это главный вопрос, который стоит перед новым регистром. Во время обсуждений в Госдуме многие депутаты отмечали, что в разное время персональные данные россиян так или иначе утекали в открытый доступ со всевозможных электронных площадок. Так было в 2017 году с Пенсионным фондом, когда в Сеть попала информация о 17 тысячах граждан. Похожая история случилась и в апреле 2019 года, когда в открытом доступе оказались данные о пациентах скорой помощи сразу нескольких подмосковных городов. Кроме того, звучал вопрос и об иностранном вмешательстве, где уязвимость персональных данных россиян ― это уже вопрос национальной безопасности.
Тем не менее все известные случаи утечек не касались электронной системы Федеральной налоговой службы, которую планируют использовать для единого регистра, так же как это происходит сейчас с ЕГР ЗАГС. Еще в сентябре 2019 года, во время первого чтения, Михаил Мишустин, будучи главой ФНС, заявлял что единая система актов гражданского состояния сертифицирована Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности и полностью построена на российских технологиях.
Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин отмечал, что все заходы в информационный ресурс из разных реестров фиксируются и ни одного случайного незарегистрированного логина в системе быть не может. Все ведомства и министерства смогут запрашивать информацию в регистре исключительно только в рамках своей компетенции. Так или иначе, вопрос повышенных мер защиты регистра еще будет обсуждаться.
Сколько потратят на создание регистра?
Государство планирует выделить на формирование системы порядка 3,7 миллиарда рублей, но не единовременно ― эта сумма рассчитана на три года. Так как основа в виде ЕГР ЗАГС уже существует, деньги будут потрачены на обновление и на то, чтобы технически связать существующие реестры с единым регистром.
Когда закон вступит в силу?
По стандартной процедуре закон вступает в силу с момента его официальной публикации, однако для отдельных его статей предусмотрены иные сроки. Что касается непосредственного формирования системы ― этот процесс должен запуститься уже с 1 января 2022 года. Тогда же начнется так называемый переходный период, который продлится вплоть до 31 декабря 2025 года. Глобально все статьи закона должны «заработать» к 1 января 2026 года.
Где еще используют подобную систему?
Похожий регистр, например, уже довольно давно существует в Нидерландах, регулируется он местным Министерством внутренних дел. Называется он Personal Records Database (BRP) и также содержит базовую информацию и о гражданах, и о нерезидентах. Помимо стандартных данных ― имени, фамилии, пола и номера местного СНИЛС — в BRP хранится информация о родителях, гражданстве и причинах его смены, семейном положении, регистрации по месту жительства, детях, загранпаспортах и даже о праве голосовать.
Основная задача нидерландской системы глобально ничем не отличается от российской концепции: централизованные данные нужны, чтобы помочь государственным органам выполнять свою работу. Например, чтобы рассчитать налоги или пенсию. При этом у человека есть право в любой момент запросить информацию о том, как его персональные данные используются. Кроме того, в отличие от российского регистра, здесь человек регистрируется в системе и предоставляет необходимые данные самостоятельно.
Иностранные граждане также должны регистрироваться в BRP. Тот, кто приехал в Нидерланды меньше чем на четыре месяца, попадает в категорию нерезидентов и предоставляет меньше данных о себе. Все остальные следуют стандартной процедуре. Причем процесс не всегда быстрый, о чем сразу предупреждают официальные органы: личность необходимо будет подтвердить, что означает более тщательную проверку, поэтому может потребоваться предоставление дополнительных данных.