Министерство просвещения 13 января утвердило образовательную программу, в рамках которой детей в 1-11-х классах будут обучать лапте. В ведомстве считают, что эта игра позволит школьникам развивать физические навыки и будет способствовать их нравственному воспитанию. Исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская в беседе с Daily Storm поддержала практику изучения лапты в школах.
Родители поддерживают введение лапты
«Я, прежде всего как мама и бабушка, [положительно] отношусь к любой инициативе, которая касается полезной, увлекательной занятости детей, тем более командной. Если это будет правильно организовано, во внеурочное время, когда дети смогут предаваться активностям, то конечно. Тем более это наша традиционная русская веселая озорная [игра]. Поэтому я вижу только положительные моменты», — ответила она.
По ее словам, главное, чтобы школьников не заставляли играть в лапту «из-под палки». Она отметила, что вести занятия по лапте будут учителя физкультуры, «а эти люди умеют организовать активные коллективные занятия».
Санатовская также объяснила, как игра в лапту может поспособствовать нравственному воспитанию учеников: «Данная игра — традиционно русская. Сохранение и передача традиций, их понимание, в чем-то, возможно, новое прочтение этих традиций, безусловно, способствуют нравственному, физическому, культурному воспитанию. Если учитель правильно подает эту тему, то наверняка он начнет не только с движения. Наверняка и предысторию какую-то подготовит, чтобы познакомить детей, как эта игра зародилась на Руси, как развивалась. Конечно, [есть] и нравственная составляющая».
Общественница считает, что благодаря лапте школьники будут учиться взаимопомощи и работе в команде: «Кто-то слабее, кто-то сильнее, у кого-то более ловчее движения, у кого-то — менее. Безусловно, это еще и радость, потому что при вовлечении в такие активные групповые игры адреналин тоже появляется, дети действительно получают удовольствие от того, что они в таком формате общаются друг с другом».
«Не ровен час — может быть, даже к Олимпийским играм придем!» — пошутила она.
Вальдорфские школы скептически относятся к инициативе
Сопредседатель совета Ассоциации вальдорфских школ России Алексей Чеботок в разговоре с Daily Storm назвал лапту «достаточно интересной, прекрасной игрой», но добавил, что она подходит не всем школьникам: «Конечно, в начальных классах вводить игровой вид спорта в жизнь детей — полное безумие. Это их уродует и физически, и морально».
По его мнению, вводить лапту в школах можно не раньше пятого класса. Он пояснил: если в раннем возрасте загонять ребенка в излишнюю специализацию в спорте, это помешает его органичному развитию. Это связано с тем, что человек по природе совей — универсальное существо, отметил Чеботок.
Вальдорфская методика обучения заключается в том, что ученик получает знания в том темпе, который может осилить исходя из своих способностей. В ребенке развивают творческий потенциал, подбирают для него такие условия, чтобы он не получал стресс от оценки своих действий.
В вальдорфских школах не все педагоги поддерживают виды спорта, в которых «немножечко гипертрофированно выражены ценности соревновательности, борьбы», обратил внимание собеседник.
«Это тоже должно приходить в жизнь ребенка, но в меру и определенном возрасте. И он должен дальше перейти на следующую ступеньку и оставить это, чтобы не завязнуть на всю жизнь в этой парадигме борьбы», — сказал Чеботок о командных видах спорта.
Говоря о странах, где значение борьбы в спорте гипертрофированно, он указал на США: «Надо понимать, что американизированное мышление заточено на учет статистики, показатели. Вообще, если взглянуть на ментальность американцев, как они воспринимают спорт, для них главное — циферки, статистика, показатели, а не столько красота игры и чувственный аспект».
Возвращаясь к введению лапты в российских школах, он отметил, что каждая вальдорфская школа принимает и учитывает культурные традиции того региона, в котором находится: «Вы можете в разные вальдорфские школы в мире приехать и понять, что там в том числе есть элемент местной культуры. Он выражен в очень разных уроках, традициях, порядках».
Как указано в пояснительных материалах к программе по введению лапты, продолжительность обучения этой игре в 1-4-х классах составляет 136 часов, в 5-9-х классах — 170, 10-11-х — 68.