Россия решила следовать мировой тенденции по сокращению использования пластика. Минприроды России готовит запрет на производство одноразовой посуды. Об этом заявил глава ведомства Дмитрий Кобылкин. На сегодняшний день в мире зафиксировано 8,3 миллиарда тонн выброшенного полимера, который является практически «бессмертным».
Рынок пластиковой посуды в России
Сейчас рынок одноразовой посуды в России выглядит достаточно стабильным. После бурного подъема начала 2000-х, когда ежегодный прирост составлял 25%, произошло насыщение рынка и он стабилизировался. В последние несколько лет прирост рынка пластиковых изделий равнялся 6-10%. Согласно подсчетам (за 2016-й — это самые актуальные на настоящий момент данные), в год одноразовой посуды в России выпускается около 14 миллиардов единиц (сюда входят пластиковые стаканы, приборы, тарелки и т.д.)
По данным исследования IndexBox, наиболее продаваемый вид пластиковой посуды — это стаканчики и тарелки. На их долю приходится более 77% пластиковой продукции. Примерно 19% составляет сегмент столовых приборов. Менее востребована одноразовая посуда премиум-класса — 4% (различные пластиковые фужеры, оригинальные чашки и другая утварь изысканного дизайна).
Самым крупным драйвером производства одноразовой посуды является фастфуд и особенно сегмент бургерных. Несмотря на кризис, три главных игрока этой сферы — McDonald’s, KFC, Burger King — уверенно развивают свои сети. Таким образом, на стационарные точки общепита приходится 37% всей одноразовой посуды. Следующими активными потребителями пластика являются граждане, выезжающие на пикники, — 26%. Затем идут кафе открытого типа — 21%, просто кафе и рестораны — 7%, кейтеринговые фирмы (доставка обедов) — 5%, производители салатов, выпечки и вендинговые компании (продажа еды и напитков через автоматы) — 4%.
Кто производит больше всего пластиковой посуды
Отечественный рынок стал подниматься после введения высоких торговых пошлин в конце 1990-х годов (доля пошлин и налогов в цене посуды доходила до 70%). Сегодня в России действуют около 100 производителей одноразовой посуды, правда, крупных среди них менее десятка. Одной из самых известных компаний, выпускающей одноразовую посуду на территории России, считается финская Huhtamaki. Ее клиентами являются McDonald’s, PepsiCo, Starbucks, Nestle, Unilever и др.
По данным исследований IndexBox и Abercade, самыми востребованными отечественными компаниями на рынке пластиковой посуды значатся ЗАО «Диапазон», ООО «Мистерия» (дочерняя компания ЗАО «Мистерия-Сеть»), АО «Артпласт», ЗАО «Интеко» и др.
Одним из старейших и ведущих производителей пластика в Москве является ЗАО «Диапазон». Компания образовалась в 1992 году на базе Завода пластмассовой галантереи, который, в свою очередь, возник из послевоенной кооперативной артели.
По данным «СПАРК-Интерфакс», за 2017 год выручка предприятия составила более 779,4 миллиона рублей. Также известно, что у гендиректора «Диапазона» Василия Шатаева есть доля в вендинговом АО «Мистерия Вендинг Сеть». Обороты этой компании достаточно скромные (выручка — 2,7 миллиона рублей), зато принадлежащее ей ООО «Мистерия Вендинг Машинз» отчиталось в 2017 году о выручке в 136 миллионов рублей.
Кроме того, Василий Шатаев является совладельцем еще трех компаний, поставляющих посуду и упаковку из пластика: АО «Майтерра Матрикс», ООО «Мистерия Пласт» и ЗАО «Мистерия-Сеть».
Историей успеха может похвастаться АО «Артпласт». Эта компания, как сообщается на ее сайте, берет свое начало в 1995 году, когда несколько студентов МИФИ открыли торговую точку по продаже полиэтиленовых пакетов на московском рынке «Покровский», чтобы заработать себе на учебу и досуг. Сейчас выручка предприятия составляет 5,3 миллиарда рублей.
Помимо пластиковой отрасли гендиректор «Артпласта» активно вкладывается в отечественную киноиндустрию. В 2004 году Андрей Новиков основал киностудию «Ялта-фильм», которая стала постоянным спонсором профессиональной премии Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат». Также Новиков выступил продюсером 15 российских фильмов, среди которых «Юленька», «Все и сразу», «Черная вода», «Гуляй, Вася!».
Другой крупный производитель одноразового пластика — ЗАО «Интеко». Организация основана в 1991 году Еленой Батуриной, супругой бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В первые годы своей деятельности «Интеко» специализировалась на выпуске пластмассовых изделий. Однако сейчас «Интеко» — это многопрофильный холдинг с выручкой в 10 миллиардов рублей. Компания сменила направленность и с начала 2000-х занимается строительством жилья в Москве и регионах.
В 2011 году Батурина продала компанию, и акциями «Интеко» стали владеть бизнесмен Микаил Шишханов (95%) в партнерстве с ООО «Сбербанк Инвестиции» (5%).
Поскольку транспортировка готовой одноразовой посуды нерентабельна, в регионах высокими темпами развивается свой рынок пластиковых изделий. Лидером этого направления считается новосибирское ООО «Фопос», образованное в 2003 году. Его выручка превышает 148 миллионов рублей.
Что придет на смену пластику и «пластиковым» компаниям
Масштабное загрязнение природы полимерными отходами привело к поиску альтернативного экоматериала.
Новый вариант — биоразлагаемая посуда, которая изготавливается только из природных растительных материалов (бамбука, древесины, пробки, листьев пальмы). Она подходит как для холодных, так и горячих продуктов, не бьется, не обжигает и исключает повторное применение.
В России среди компаний, предлагающих биоразлагаемую посуду, хорошо известно ООО «Геовита». Оно поставляет одноразовую и многоразовую продукцию из сырья растительного происхождения: пшеничной соломы, сахарного тростника, бамбукового волокна. «Геовита» создана в 2012 году в Санкт-Петербурге с уставным капиталом в 16,6 тысячи рублей. За пять лет существования доходы организации сильно выросли: в 2017 году выручка предприятия превысила 78,5 миллиона рублей. Клиентами «Геовиты» являются «Азбука вкуса», «Перекресток», «Глобус Гурмэ», Fix Price и др.
Из такого же сырья упаковку и посуду предлагают ООО «Пикнэко» (Московская область). По сравнению с «Геовитой» оборот «Пикнэко» смотрится весьма скромно. Доход компании за последние несколько лет стабильно падал — с 51,5 миллиона рублей (2015 год) до 9,5 миллиона (2017-й).
Однако, как показало недавнее исследование, особо уповать на биоразлагаемый материал не стоит. Оказалось, что пакеты и сумки с маркировкой «биоразлагаемый пластик» сохраняют структурную целостность, даже если они три года пролежали в земле. На открытом воздухе срок разложения меньше — девять месяцев. Команда ученых протестировала пять видов пластика (один классический биоразлагаемый пакет, два вида оксо-биоразлагаемых пакетов, один компостируемый пакет и обычный полиэтиленовый пакет высокой плотности), и все они не исчезли полностью, а оставили след в разных средах.
Частично вопрос необходимости отказа от пластиковой посуды решает бумага. Ряд компаний уже наладили производство бумажной посуды, в частности упомянутая Huhtamaki.
Однако бумажная посуда не так безопасна, как это принято считать. Производство обычного картонного стаканчика включает варку целлюлозы в сульфатном растворе, который содержит вредные вещества (едкий натр, сернистый натрий). При этом для изготовления требуется большое количество воды, которую по окончании процесса сбрасывают как нечистоты. Наконец, сам картон не имеет способности склеиваться, поэтому на него наносят специальный слой из полиэтилена, то есть из пластика.
Посуда из чудо-травы
Другой альтернативный вариант замещения пластика предлагают предприниматели из Сибири. Производство посуды из мискантуса (многолетней травы семейства злаковых) может стать новом трендом российского рынка на ближайшие 10 лет. Так считает научный руководитель Института цитологии и генетики СО РАН, академик Николай Колчанов.
Чудо-трава поможет решить проблему растущего спроса на целлюлозу и картон: ученые приручили теплолюбивое растение на суровой сибирской земле.
У мискантуса действительно много преимуществ. Во-первых, низкое содержание лигнина, который становится вредным при обработке. Во-вторых, высокий уровень природной целлюлозы (55%), которая по качеству уступает разве что хвойным. Из растения можно сразу производить картон, миную стадию вываривания. Это позволит уменьшить негативное воздействия на окружающую среду — понадобится меньше энергии, воды, химии. В-третьих, высокая урожайность. Мискантус хорошо себя чувствует даже на неудобице, что упрощает освоение огромной сибирской территории. А кроме того, выращивание и переработка мискантуса — это большое количество рабочих мест в сельском хозяйстве.
Правда, пока в регионе существует только одна плантация мискантуса — площадью 40 гектаров — под Бийском. И один специализированный завод.