В августе стало известно, что с 2019 года нефтяным компаниям придется платить за каждую тонну топлива по увеличенному акцизу. А в ноябре власти заморозили оптовые цены на бензин. Зампред правительства Дмитрий Козак обещает, что резкого скачка стоимости топлива на АЗС не произойдет, но с ним согласны не все. Daily Storm выяснил, что бизнес готовится поднимать тарифы на свои услуги, после того как государство перестанет регулировать цены на топливо.
По синусоиде
С апреля по июль 2018 года общемировые цены на нефть стремительно росли, из-за чего цена топлива на российском рынке поднялась на 7,7%. Чтобы остановить внезапную волну, правительство решило экстренно снизить акцизы на нефтепродукты, а Кабинет министров в это же время получил карт-бланш на регулирование экспортных пошлин. Теперь власти могут повышать этот платеж, создавая для нефтяных компаний невыгодные условия торговли.
Новые полномочия пригодилось уже осенью, когда топливный рынок снова оказался на грани кризиса. Как сообщает Росстат, бензин на АЗС подорожал на 10%: новую цену установили производители нефти. Тогда власти перешли на «ручное» управление рынком. Правительство пригрозило нефтяным компаниям повышением таможенных пошлин, если они не остановят рост цен для автозаправочных станций.
В результате государство заключило с нефтяниками соглашение о фиксации цен на уровне июня 2018 года, которое продлится до конца следующего марта.
Кроме того, правительство решило повысить топливные акцизы на 2,7 — 3,7 тысячи рублей за тонну. Этот прием входит в пакет законов «о налоговом маневре», цель которого — увеличить бюджетные поступления. За счет новых налоговых притоков Правительство планирует ремонтировать дороги в регионах.
Бензин может только расти
Главный неразрешенный вопрос этого закона — возрастет ли розничная цена на бензин. Мнения по этой проблеме расходятся до крайностей. Зампред правительства Дмитрий Козак уверяет, что резкого скачка цен не произойдет. Он сообщил, что растущую стоимость бензина будет сдерживать «отрицательный» акциз для заводов по нефтепереработке: предприятия, закупающие нефть, будут получать от государства налоговый вычет. А если не сработает, правительство реализует план «Б» — управление рынком через повышение экспортных пошлин.
С точкой зрения зампреда согласен Александр Ачкасов, глава Союза автошкол города Москвы. Более того, эксперт уверен, что цены на бензин в розницу не изменятся вовсе. «Насколько я знаю, правительство и нефтяники договорились (о заморозке цен. — Примеч. Daily Storm), и повышение цен не предусмотрено до весны, — сказал Ачкасов. — Поэтому не поднимется и стоимость услуг (транспортных компаний. — Примеч. Daily Storm), как этого не произошло весной, в период последнего скачка».
А президент Независимого топливного союза Павел Баженов считает иначе. Он рассказал Daily Storm, что цены на бензин будут расти, несмотря на сезонные снижения стоимости топлива и общемирового удешевления нефти. Баженов также опасается, что повышение акцизов и заморозка цен разрушат мелкие розничные компании на российском рынке. «Бензин у нас может только расти, — считает Баженов. — По идее, [удешевление нефти] должно было снизить оптовые цены на топливо. Во-первых, снизилась экспортная альтернатива, и внутренний рынок стал [для нефтяников] более привлекательным. Во-вторых, сейчас мы входим в «низкий» сезон, когда оптовая цена обычно «проседает». Но вместо этого цены были заморожены на пике своего роста. Кроме того, власти решили зафиксировать маржинальность в 4% для независимых АЗС, чего в принципе недостаточно для того, чтобы окупать затраты. С одной стороны, этот ход — фиксация убытков для АЗС, а с другой — фиксация высоких доходов для нефтяных компаний».
Плохо скрытые наценки
По мнению Баженова, повышение акцизов, НДС и НДПИ в 2019 году, безусловно, «ляжет» в цену литра, а также повлияет на формирование транспортных тарифов. Но возникает справедливый вопрос: каким образом цены на бензин и тарифы могут вырасти, если первые заморожены, а вторые зависят от первых напрямую?
Вроде бы это кажется невозможным, но на самом деле происходит уже сейчас. По заявлению Евгения Аркуши, главы Российского топливного союза, нефтяные компании вводят так называемые скрытые наценки на продажу топлива. Удорожается не розничная, а оптовая цена, по которой компании-перевозчики закупают топливо. В результате более высоких трат на бензин им приходится повышать тарифы на свои услуги.
«Отгрузка бензина по топливным картам происходит по более высоким ценам, — комментирует президент НТС. — Повышается либо сервисный сбор, либо цена [закупки бензина для перевозчиков]». По словам эксперта, нефтяные компании уже работают по этой схеме.
Слова Баженова и Аркуши подтвердили в компании «Перевозчик», которая занимается перевозками продовольствия. Как сообщила старший менеджер по логистике Ольга Доржиева, фирма уже покупает топливо по более высоким ценам из-за скрытых наценок.
«Сервисный сбор за топливные карты для нашей компании подняли с 12 ноября, — пояснила сотрудница фирмы. — Мы уже закупаем топливо по завышенному коэффициенту».
Тарифы повысят
Из-за скрытых наценок компании-перевозчики уже сейчас ощущают, что повышение цены на их услуги неизбежно. Доржиева отметила, что для «Перевозчика» это случится к началу декабря.
Менеджер предположила, что наценки могут сказаться и на цене продукции, которую перевозит компания: «Повышается стоимость доставки, а с ней, соответственно, и стоимость товара на прилавках».
Цены на услуги такси и обучение в автошколах также могут вырасти, считает председатель некоммерческого партнерства «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.
«Эксперты МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем прогнозируют, что рост цен на топливо автоматом повлияет и на повышение тарифов», — рассказал Лобарев. По его словам, себестоимость услуги складывается из многих параметров, но основной — это, конечно, стоимость топлива. От нее, главным образом, зависит и размер повышения тарифов. Некоторые компании начали искусственно занижать цены на свои услуги. Но из-за этого приостановлены социальные выплаты и дотации, из которых формируются зарплаты водителей. Это происходит сегодня и в автошколах, и в такси.
Эксперт уверен, что демпинг никак не разрешает проблему. Занижая цены на услуги, компании жертвуют квалификацией персонала. «В результате к работе привлекаются некомпетентные водители, что влияет и на безопасность дорожного движения».
Изменения тарифов затронут и сферу каршеринга. Борис Голиков, генеральный директор сервиса YouDrive, считает, что стоимость услуг его компании возрастет. «Скорее всего, повышение будет. Наши тарифы сильно зависят от цен на топливо». Но вопреки словам Лобарева, Голиков отметил, что снижение заработных плат для сотрудников не произойдет: «Экономить на зарплатах мы, конечно, не можем».
Еще одна «топливная» проблема, из-за которой компании вынуждены повышать тарифы, — невозможность закупки бензина впрок, пока цены невысоки. Доржиева рассказала, что для этого у компании нет цистерн для его хранения. «Кроме того, полного бака автомобиля не хватает на дальнюю перевозку, поэтому нам приходится заправляться на АЗС». То же самое Daily Storm заявили в каршернговой компании YouDrive.
Но можно и не повышать
С тем, что повышение тарифов — единственный путь выживания на рынке, согласны не все. Елена Ершова, представитель пресс-службы DHL Express, рассказала Daily Storm, что стоимость услуг изменяется каждый год, что для рыночной экономики вполне нормально. «За прошедший год стоимость авиационных перевозок по России возросла более чем на 10%, что не может не влиять на стоимость наших услуг, — сообщила Ершова. — Но тарифы зависят от инфляции и валютных котировок, а не только от стоимости бензина».
В компании заявили, что уменьшить расходы на топливо поможет использование экологически чистого транспорта и своевременный ремонт автомобилей. Сэкономить на топливе также помогут образовательные программы для водителей. По заявлению Ершовой, DHL Express регулярно обучает сотрудников эффективному расходу бензина.
Фактор цены топлива не всегда оказывается решающим. Это подтверждает и ГУП «Мосгортранс». Там рассказали, что стоимость поездки отталкивается в первую очередь от размера зарплаты водителей и автомехаников, затрат на эксплуатацию и оплату электроэнергии. «Говорить о ключевом влиянии какого-то одного фактора на формирование тарифов — некорректно», — говорится в ответе пресс-службы.
ГУП «Мосгортранс» может похвастаться и тем, что имеет возможность закупать топливо про запас. Ежегодно организация приобретает около 170 миллионов литров. «Мы закупаем [бензин] с помощью открытых конкурентных процедур. Это способствует тому, что компания в конечном итоге получает топливо по оптимальной стоимости», — сообщили Daily Storm в ГУП «Мосгортранс».
А в сервисе каршеринга BelkaCar вовсе не спешат загадывать наперед. Представитель пресс-центра Екатерина Макарова считает, что тарифы компании будут зависеть только от состояния рынка. «Мы не сможем повысить цены на услуги, если этого не сделают конкуренты», — заявили в компании.
Daily Storm направил запросы в службы такси, а также «Почту России», однако оперативного комментария по теме получить не удалось.
Перспективы АЗС: объединиться, чтобы выжить
Большинство экспертов уверены, что российский рынок топлива на пороге кризиса. Справиться с возможным коллапсом поможет только отмена принятых решений по акцизам и заморозке, считает Баженов.
«Топливный рынок полностью разбалансирован. Сейчас на нем катастрофическая ситуация. У регулятора (государства) недостаточно инструментов, чтобы удержать ситуацию, поэтому рознице подписан «смертный приговор». И если правительство не одумается, то уже через несколько месяцев мы будем наблюдать массовое банкротство независимых АЗС».
Возложить ответственность на государство предлагает не только Баженов. Его точку зрения разделяет Норайр Блудян, директор ассоциации «ТАМА» (Транспортная Ассоциация Московской Агломерации). Эксперт отметил, что нефтяные компании действуют нерыночными методами, диктуя свои условия для независимых автозаправок. «Топливный рынок сильно монополизирован. Налицо все признаки картельных соглашений. Поэтому от государства требуется жесткий контроль всех топливных компаний, включая АЗС. Оно не может быть сторонним наблюдателем».
По мнению Блудяна, перспективы независимых АЗС не радужны. Но выходом может стать интеграция небольших компаний в более крупные образования. «Я убежден, что единственный метод в этой ситуации — это объединение. Мелкие АЗС должны укрупняться, что даст им возможность для спасения».
В правительстве же роль государства оценили иначе. Дмитрий Козак в программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1» заявил, что государство цены на топливо регулировать не может. По словам зампреда, этому противоречит сама структура рынка, сложившаяся 30 лет назад.