14 августа газета New York Times рассказала о том, что двигатели для северокорейских баллистических ракет могла поставлять Украина: по мнению эксперта Международного института стратегических исследований Майкла Эллемана, предприятие «Южмаш», оказавшееся в кризисной ситуации после майдана и разрыва отношений с Россией, нелегально поставило ракетные двигатели в Пхеньян. Без них Северная Корея не смогла бы самостоятельно создать баллистические ракеты, способные достигнуть западного побережья США.
В случае если Белый дом сочтет информацию достоверной, к Украине по закону США «О санкциях против КНДР от 2016 года» должны быть применены «дисциплинарные меры».
Мы внимательно изучили этот текст, чтобы разобраться, как именно будут крутиться колесики в американской административной машине.
Наказание для пособников
Для начала нужно сказать, что речь идет о «вторичных санкциях» или «санкциях для третьих стран». Что это означает? Например, в случае с Россией – это санкции не в отношении условных «Роснефти» или «Газпрома», а для тех западных компаний, которые вопреки американским запретам продолжают с ними сотрудничать.
Американцы «вторичные санкции» используют очень неохотно и избирательно, иначе можно подвести под удар компании, которые регулярно и качественно пополняют бюджет США. Однако в случае с Северной Кореей они, кажется, сделали исключение. Так, в конце июня 2017 года за связи с КНДР наказали китайский банк, китайскую транспортную компанию и двух граждан Поднебесной.
Таким образом, прецедент был создан, и США могут повторить с Украиной этот трюк.
Поиск виновных
Итак, как все работает.
Все начинается с расследования. Статья 102 закона «О санкциях против КНДР» говорит, что его должен инициировать президент. Что в данном случае не на руку Украине, потому что в Конгрессе и Сенате гораздо больше тех, кто симпатизирует Киеву. Президент поручает выяснение всех обстоятельств произошедшего госсекретарю, секретарю казначейства, а также руководителям других агентств и ведомств. При этом конкретных сроков, сколько займет это расследование, в законе не прописано.
Если факты подтверждаются, тогда начинает работать статья 104 того же закона. Там говорится о людях и компаниях, которых президент «обязан» внести в санкционные списки и которых «может» внести. Украинская компания «Южмаш» (если действительно именно они поставили в КНДР двигатели) подпадает под обязательную часть как «лицо, экспортировавшее или реэкспортировавшее в Северную Корею технологии для оружия массового уничтожения или системы доставки такого оружия». Собственно, по закону такие компании – это номер один в списке тех, кого следует наказать.
Однако официально «Южмаш» ракетные двигатели в КНДР не поставлял (на самом предприятии уже поспешили откреститься от обвинений), значит, американцам придется искать конкретных лиц, ответственных за поставку. И здесь, как раскрутится маховик расследования, предугадать невозможно: «Южмаш» — предприятие государственное, принадлежит космическому агентству Украины, поэтому есть шанс, что выйдут на конкретных чиновников. Например, в случае Порошенко под удар может попасть вся его бизнес-империя. А могут не выйти ни на кого.
Фото: © GLOBAL LOOK press
Наказание виновных
Очень многое будет зависеть от политической воли Трампа и того, кого именно госсекретарь США Рекс Тиллерсон назначит следователем (если весь процесс, конечно, запустится).
Далее – наказание для виновных. Тут уже стандартный список, который, тем не менее, не теряет своей актуальности: запрет на торговлю с США, заморозка активов, а также заморозка денежных переводов. Плюс штрафы. С ними, правда, придется повозиться. Наказание не должно превышать суммы сделки, из-за которой применяются санкции, умноженной на два. То есть, придется выяснять, за сколько именно украинцы продали в КНДР ракетные двигатели (аналогичный двигатель на «белом рынке» стоит около 10 млн долларов, а в Северную Корею могло быть поставлено несколько десятков). Либо ограничиться 250 тысячами долларов – это второй вариант штрафа. И крайне важная оговорка: наказание распространяется не только на самого виновника, но и все компании, связанные с ним или действующие в его интересах.
Может показаться, что система наказания чересчур сложная и запутанная. Но и это еще не все.
В статье 208 закона «О санкциях против КНДР» говорится об исключениях. То есть, о тех случаях, когда виновные найдены, установлены и президент обязан их наказать, но может и не наказывать. Формулировка этой лазейки звучит так: президент имеет право не вносить нарушителей в санкционные списки «в случаях, имеющих важное значение для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов». Для этого ему будет достаточно раз в год в письменной форме объяснить Конгрессу, почему он придерживается такой точки зрения.
Что ждать Украине
На Украине угрозу санкций уже успели оценить.
«Если эта информация подтвердится, то Украина может попасть под санкции, а значит — остаться без какой-либо помощи со стороны цивилизованного мира. Это катастрофа для нашей страны», — написала в своем Facebook Юлия Тимошенко.
Отказ от финансовой помощи — наверное, самое страшное, что может грозить Украине, в случае если скандал с поставками двигателей начнет набирать оборот. Во введение санкционного режима опрошенные Daily Storm эксперты не верят.
Георгий Толорая, директор корейских программ Института экономики РАН, профессор МГИМО, считает, что механизм санкций устроен так, чтобы применять их к тем странам, к которым выгодно и удобно.
— Если бы это была какая-нибудь небольшая страна, например, Сербия, в США могли бы начать топать ногами и запретить вообще все. С Украиной я не думаю, что так будет. Вторичные санкции применяются очень избирательно. Не просто к тем, кто сотрудничает с Северной Кореей, а исходя из того, хорошие это или плохие парни для американцев. В основном это применяется против Китая в рамках торговой войны, чтобы Пекин обуздал КНДР. Но не только, в основном это предлог. Есть и несколько наших компаний, которые тоже попали под санкции США. Я думаю, в случае с Украиной этой дело замнут. Будут ссылаться, что никаких доказательств нет.
Юрий Юденков, доцент кафедры государственной политики МГУ, считает, что Украина сейчас находится в некоей «правовой лакуне».
— Что бы она ни сделала, все не замечается. Она может не возвращать долги России, устраивать фашистские выпады против Польши. Все вне внимания мировой общественности. Поставка ракетных двигателей в Северную Корею – это еще доказать надо. Вспомните, как МВФ переписал собственные правила по поводу кредитов под Украину. Даже если вы представите доказательства, что они поставили технологии производства ракетных двигателей в Северную Корею – этого никто не увидит.
Фото: © GLOBAL LOOK press