Несколько дней назад в мире шансона появилось новое имя: артист под ником Яша Лузянин пел о буднях простых прикамских пацанов, припрятанной за пазухой финке и следаках. И все бы ничего, если бы исполнитель не оказался нынешним главой администрации Осинского муниципального района в Пермском крае! И никакой он не Яша, а Яков Викторович. «Шторм» узнал, как мужчине удается совмещать две эти ипостаси, собирается ли он и дальше работать в жанре блатной песни и что о его творчестве думают известные музыканты.
Секрет переполошившей Сеть композиции на самом деле очень прост: тихий спокойный голос и немножко уголовной романтики. «По фене ботать начал рано, уж где-то классе так в восьмом. Потом братки меня подняли, и стал я первым фраерком. По малолетке срок мотался, потом уж зону оттоптал, и задымила моя маза — авторитетом местным стал», — c чувством рассказывает автор композиции.
Как выяснилось чуть позже, Яков Лузянин действительно исполнял эту песню, но очень давно.
«Она была написана еще в 90-е годы без всякого злого умысла, — рассказал он «Шторму». — Это история про парня, который не имел никакого отношения к криминальному миру, но попал в его сети и сломал себе жизнь. Персонаж — выдуманный. Да и я, когда сочинял эту вещь, не имел обо всем этом никакого представления. Но разве я мог знать, что однажды кто-то раскопает эту запись и выставит на всеобщее обозрение? А ведь у меня много других песен — и о любви, и о родных краях. Когда я был главой Крыловского сельского поселения, я выходил на сцену не только как руководитель. «Спой!» — просили меня земляки, и я — пел. Послушайте «Мое Крылово» или «На перепутье трех дорог». Они совсем о другом».
Всплеск интереса к его блатной песне Лузянин объясняет политическим заказом: мол, есть люди, которым он мешает, и поэтому они пытаются его очернить. Но и своей любви к шансону глава тоже не отрицает.
«Я очень уважаю Александра Розенбаума и с удовольствием исполняю его песни в компании. Обожаю — Александра Новикова, Сергея Трофимова и Михаила Круга. Они настоящие. Из старых бардов люблю Владимира Высоцкого и Булата Окуджаву, — объясняет Лузянин. — Но это не значит, что я навязываю кому-то свои вкусы. Наш город имеет многовековую историю. Именно отсюда когда-то начиналась Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, когда он отправился открывать берега Аляски. Отсюда Емельян Пугачев шел на Казань. У нас более 90 памятников архитектуры, а ансамбль «Уральская рябинушка» знает вся страна. Так что пусть недоброжелатели приедут к нам и окунутся в нашу культуру, пусть погуляют по нашим старинным уютным улочкам, тогда и поговорим. Я открыт к диалогу и всегда прислушиваюсь к общественному мнению».
Кстати, узнав, что Лузянин любит Трофимова, мы в качестве эксперимента предложили тому послушать ту самую нашумевшую песню — «Фраер». Добравшись до дома, Сергей Трофимов так и сделал.
«Ну, это, конечно, не блатняк никакой, — поделился он своим впечатлением. — Скажем так, народная песня! Если Яков хочет петь, пусть поет. Хорошо же, когда человек что-то делает».
Напомним, что примеры того, как людям удавалось и выступать, и возглавлять районы и даже регионы, — были. Один из них – губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Он одинаково душевно исполнял как приблатненную песню «Сны прокурора», так и глубоко лиричные «Калина красная» и «Домик у дороги». Да и руководителем был не последним — по крайней мере, люди вспоминают о нем до сих пор.