Сегодня, 15 августа, исполняется ровно 31 год со дня смерти самого загадочного музыканта нашей страны — лидера группы «Кино» Виктора Цоя. Все будет как всегда: принесенным на могилу цветам не хватит ваз, поклонники будут разжигать костры и петь его песни, а коллеги — делиться версиями гибели. Но есть один человек, который вряд ли будет во всем этом участвовать и просто вспомнит о нем с теплотой. Это — дизайнер интерьеров Дженни Яснец, когда-то ставшая прототипом героини песни «Восьмиклассница». Мы разыскали Дженни, чтобы узнать, как она познакомилась с Виктором и гордится ли тем, что когда-то дружила с самим Цоем.
О том, кто же та загадочная восьмиклассница, которая хочет в кино, а ее зовут в кабак, ходят настоящие легенды. Например, исследователь рок-музыки Артемий Троицкий утверждал, что это просто красивый образ, а участник первого состава «Кино» Алексей Рыбин считал, что такая девушка действительно была и «писалась» Виктором с одной из поклонниц.
«В ПТУ, где он резал по дереву, как и во всяком учебном заведении тех времен, существовала своя группа, куда Цой был приглашен в качестве гитариста и певца, — рассказывал музыкант в одной из своих книг. — Это привело к тому, что он немедленно стал рок-звездой местного масштаба и получил свою законную долю почитания со стороны молоденьких девочек. Одна из них стала его подружкой — Цой проводил с ней много времени и возвращался домой просветленный и одухотворенный всем на зависть и удивление».
Впрочем, это всего лишь версии. Дженни уверена, что эта песня про нее! Ну не могло же ей все это присниться: и их первая встреча, и ее 16-й день рождения, на который артист пришел вместе со своей женой Марьяной...
Высокий, красивый, весь в черном
Как мы познакомились?.. У меня был друг: ныне покойный художник Андрей Медведев, который готовил меня к поступлению в Мухинское училище и занимался со мной композицией. Мы шли на день рождения одного нашего знакомого и возле метро «Автово» встретили Цоя. Цой был высокий, красивый, весь в черном и очень выделялся на фоне публики того времени. «А кто это?» — спросил Виктор. И Андрей ему ответил: «Это Дженни, моя ученица. Восьмиклассница». После чего Цой пригласил нас на концерт группы «Кино», который должен был пройти в рок-клубе, по-моему, уже на следующий день. Мы стали общаться, дружить, и я старалась не пропустить ни одного его выступления.
Я была его музой!
Нет, я не влюбилась. Никакого романа, чувств, вот этого всего у нас с ним не было. Была только дружба. Во-первых, мне было всего 15 лет, и я была еще такой полуребенок. А ему на тот момент, по-моему, исполнилось 24. Так что я была для него скорее как некая муза. Человек, который произвел на него впечатление. Мы вместе ходили в гости, бывали у Андрея в мастерской, он поздравлял меня с днем рождения. Поэтому ни на что такое даже не рассчитывайте!
А то, о чем поется в песне... Ну вы же понимаете: не нужно воспринимать все, что делает, пишет, говорит или создает художник как прямую цитату его жизни. Это совершенно не так. Просто есть образы, которые вдохновляют его на создание каких-то произведений, и, видимо, я играла для Виктора именно такую роль.
Я слушала и не знала, что это про меня
О том, что «Восьмикласссница» — обо мне, я узнала лишь спустя много лет. Об этом мне рассказал Андрей. С его слов, через некоторое время после нашего знакомства Цой принес ему диск с этой песней и сказал, что это про Дженни.
Почему я про это мало кому рассказывала? Потому что не хотела, чтобы все начали это обсуждать. Начали бы выяснять, правда ли, додумывать. Для меня это правда! Тем более что я потом поговорила с нашими общими друзьями. И выяснилось, что все об этом знали. Получается, что не знала только я одна.
Я не думала, что все это станет историей
Однажды Виктор был гостем на моем дне рождения. Я отмечала свое 16-летие в мастерской у моей подруги Ульяны Цейтлиной. У нее папа — художник. Очень красивая мастерская была! Помню, что Цой появился с женой Марьяной, которая на тот момент была уже беременна. Они пришли самыми первыми и подарили мне красивые стеклянные серьги. К сожалению, их подарок не сохранился. Я не думала, что это станет историей и такие вещи нужно беречь. Тем более что уже прошло столько лет.
Он был «немножко в себе»
Несмотря на то что в то время мы дружили не только с Виктором, но и со многими другими музыкантами, он всегда стоял для меня особняком. Он был какой-то необыкновенный... Очень добрый, очень приятный, очень талантливый. И как любой талантливый человек, безусловно, он был не такой, как все. Поэтому я слушаю его и сейчас. Более того, скажу, что его песни любит и знает наизусть мой сын!
Был ли он высокомерным, как об этом пишут в книгах? Нет. Вы знаете, ни высокомерным, ни пафосным. Он был очень скромным и никогда ни к кому не лез. Может, эта скромность и некоторая отстраненность и заставляла думать, что он кем-то пренебрегает, и люди воспринимали это как пафос. Но ничего такого не было. Наоборот: он был немножко в себе. Очень сдержан, я бы так сказала.
Мне сложно поверить, что он уснул за рулем...
Когда я узнала, что Виктора больше нет — а он в тот момент уже жил в Москве, — я была в шоке. В голове не укладывалось, что такой молодой парень вдруг может умереть, что с ним такое произойдет! Я не понимала, как это могло случиться, потому что он никогда особо не выпивал, и в то, что он устал и уснул за рулем, было сложно поверить. Кстати, 15 августа — это еще и день рождения моего сына, которому сейчас 13 лет. Вот такое совпадение.
Я рада, что в моей жизни был такой человек. Звезда. Мощная, талантливая, яркая. Человек, который не только очень сильно повлиял на мои взгляды и мое мироощущение (время тогда было непростое и участники рок-клуба постоянно подвергались давлению со стороны властей), но и оставил в моей душе глубочайший след. Приятно сознавать, что мы с ним дружили. У меня о нем самые светлые воспоминания!