Итальянский Vogue ради эпатажной фотосессии для своего сентябрьского номера забрался в самую глубинку России: деревню Чикинскую в Пинежском районе Архангельской области. Но нет, не быстрые северные реки и не старинные избы снимали модные фотографы: на опубликованных снимках красуются женщины с развесистыми усами на фоне давно полуразрушенных храмов и погоста! Северяне не обижаются, разве что малость. Даже в епархии и то лишь вздыхают: ну, хоть привлекли внимание, государство-то от этих памятников давно самоустранилось!
Деревня Чикинская в одночасье проснулась знаменитой. Теперь это модное тусовочное место, где посреди высоких трав рекламируют шмотки от Dior, D&G и Gucci. И, самое главное, как! «А чего усы-то, а не борода, толерантные европейцы? — плюются в воговском Instagram русскоязычные читатели. — Удивительная мерзость!»
Позируя перед объективом Джонни Дюфорта, турецкая модель Гюнче Гозюток, которую вполне можно принять за перекрасившегося Игоря Николаева, вряд ли догадывалась, какую проблему вскроет своей фотосессией. Целью ее стилиста Лотты Волковой было «возвести дурновкусие российской глубинки в ранг передовой моды», а получилось вон как...
«Конечно, пожилых людей в первую очередь возмутили именно ее, извините, усы, — рассказал «Шторму» начальник отдела по культуре и туризму администрации МО «Пинежский муниципальный район» Леонид Житов. — У нас же Русский Север, мы за скромность и приличие. Но самый главный вопрос: зачем она позировала на фоне храма? Мало того что это глумление над святынями — нас на весь мир показали в негативном свете. Мол, все у них заброшено, разрушено. Это очень обидно!»
По словам Житова, храмы действительно требуют реставрации, только зачем делать на этом пиар? Не проще ли взять и помочь, чтобы в пустых стенах вновь зазвучали голоса? И деревне радость, и журналу плюс. Нет же — они в упоении щелкают затворами, и всем плевать, что модные цветастые тряпочки моделей сверкают на фоне заброшенного кладбища.
Так же остро восприняла эту ситуацию местная жительница Надежда Кордумова. Для нее это личная боль.
«Конечно, мы рады вниманию такого издания, но эту радость тут же перекрыло отвращение, — рассказала она в беседе со «Штормом». — Женщины с усами на фоне святынь — это что? А на другом снимке модель вообще стоит кверху задницей — больно это красиво?! Вероятно, что для них это норма, для нас — дикость».
Как говорит Кордумова, за возникшей шумихой ей хотелось бы увидеть главное: стремление сохранить уходящую красоту старинных церквей. Ведь еще немного, и от облика северной деревни не останется и следа: поля зарастут, дома обрушатся.
«Вообще, таких зданий полно всюду: они есть и в Верколе, и в Карпогорах, — говорит она. — Но доколе мы будем нравственными инвалидами? Может быть, наконец-то найдутся люди, которые не будут заниматься одним самолюбованием, а объединятся и помогут использовать возросшую популярность чикинских церквей на их благо?»
«Шторм» написал письмо Джонни Дюфорту и рассказал о реакции пинежан на фотосессию. На момент публикации фотограф на письмо не отреагировал. В инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области тоже предпочли промолчать.
Церковь Богоявления Господня была построена в 1904 году на месте прежней, сгоревшей, XVII века. Ее участь тоже оказалась не лучше: в тридцатых храм закрыли и превратили в склад. Сейчас он находится в аварийном состоянии и пустует; требуется срочная реставрация. В таком же плачевном виде и засветившийся на глянцевых фотоснимках храм Покрова Пресвятой Богородицы 1884 года. Шатер колокольни полностью утрачен, восточная сторона здания имеет серьезный пролом. Еще немного — и стены обрушатся.
По мнению местных бабуль, то, что храмы находятся в таком состоянии, — вина в том числе Архангельской и Холмогорской епархии. Где-где, а уж там-то, считают они, могли бы начать бить во все колокола. Только куда им до церквей в самой глубинке области, к тому же стоящих на самом отшибе? Со своими бы разобраться!
В епархии же — наоборот — намекают на то, что во всем виновато государство. Назвав фотосъемку итальянцев «наглядным примером упадка некогда христианской западноевропейской культуры», пресс-секретарь организации Михаил Насонов не побоялся сказать о главном.
«Есть во всем этом и положительный момент, — отметил он, отвечая на вопрос «Шторма», — привлечение общественного внимания к проблеме утраты уникальных памятников деревянного зодчества на Русском Севере. От их спасения государство, к сожалению, самоустранилось, одновременно запретив любые частные инициативы».
А вот у протоиерея Русской православной церкви Всеволода Чаплина логика простая. Неважно, в каком состоянии находится храм, действует он или вот-вот рухнет. Это — святыня, и ее надо уважать, говорит батюшка. А не уважаешь — ответишь за это в аду!
«То, что сотворили итальянцы, — обычная попытка шокировать имиджем разврата и почитанием образа смерти, — поделился он со «Штормом». — Наверное, думают, что слава — это самое главное. Но главное тут другое — что с ними произойдет в вечности, когда они встретятся сначала с реальной смертью, потом — с Богом, а после будут взирать на свою могилу, скорее всего, из преисподней. Туда же попадут и все те, кто одобряют их поступок и размещают такие фото у себя на страницах. Так что пусть выбирают сейчас: либо покаяние, либо ад!»
«Кстати, интересно, решатся ли они сделать нечто подобное на фоне умирающих людей, несчастных нелегалов судна Aquarius, которым отказывали предоставлять убежище то одна, то другая страна, или на фоне химических атак в Сирии? — спрашивает Чаплин. — Сейчас эта тусовка, поддерживающая издевательства над храмами и могилами, еще блюдет «святыню» земной человеческой жизни, но когда-нибудь она дойдет и до издевательств над страдающими и погибающими! Но если они такие смелые, пусть попробуют отрезать себе руки или ноги и сделать из этого перформанс. Жалкие личности!»
Ну а пока шум вокруг «итальянцев в России» не утихает, жители Архангельской области уже придумали, как красиво выйти из этой ситуации, и запустили фотоконкурс «Наш ответ Vogue. Красота глазами пинежан». Поучаствовать в нем просто: для этого нужно лишь разместить свою работу в интернете, добавив к ней хештег #Чикинская. Сидящие в стогах сена девушки, озорные старушки в кокошниках, голубоглазые дети — на конкурс уже поступило несколько сотен снимков. Лучшие из них потом запакуют в коробку и отправят на адрес издания, чтобы там посмотрели, какой видят свою землю сами пинежане. Однако вопрос с храмами по-прежнему остается открытым, и время уже не ждет. Если не начать реставрировать — они развалятся.