Извечное противостояние прокатчиков и кинотеатральных сетей вышло на новый уровень. Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) обвинила прокатчика «Централ Партнершип Сейлз Хаус» (ЦПШ) в том, что компания навязывает операторам кинопоказа кабальные условия лицензионного договора. Его подписание привязывают к выходу спортивной драмы Данилы Козловского «Тренер», прокатом которого как раз и занимается ЦПШ.
В опубликованном на днях открытом письме владельцы кинотеатров сетуют на то, что прокатчики откровенно выкручивают им руки. Кинотеатры в буквальном смысле поставлены перед двумя стульями: подписать договор, который содержит 16 видов штрафов, включая миллионные за нарушение правил продажи билетов, либо показывать «Тренера» под минимальную гарантию в 500 тысяч рублей с зала.
Второй вариант может оказаться неподъемным для многих участников индустрии. По данным отраслевой прессы, в городах с населением от 50 до 250 тысяч жителей наработка на один кинотеатр в большинстве случаев колеблется в пределах 100-200 тысяч рублей. Для иных кинотеатров даже 50 тысяч — сумма неудобная. Учитывая, что смысл минимальной гарантии в том, чтобы компенсировать прокатчику издержки на предоставление копии, которой красная цена три тысячи рублей, это условие многим кажется если и выполнимым, то издевательским.
Еще менее справедливыми иные кинотеатры считают условия договора с ЦПШ, который даст право дистрибьютору наказывать кинотеатры за не предоставленный вовремя отчет о проданных билетах, изменениях в расписании фильмов или порядке платежей. На специализированных форумах владельцы кинотеатров потрясают кулаками и кричат, что подписывать такое — себя не уважать. Многие уже строят планы бойкота. Впрочем, для значительной части бизнеса новый договор с ЦПШ — вопрос не гонора, а элементарного выживания.
Текущий виток конфликта — очередной после предыдущего обострения в декабря 2017 года перед премьерой «Движения вверх»: тогда АВК также обвиняла ЦПШ в кабальных условиях навязываемого допсоглашения, которое прокатчик внезапно потребовал подписать вдобавок к имеющемуся. Однако в тот раз ситуацию удалось разрешить полюбовно.
Как ситуация разрешится на этот раз — не вполне понятно. «Я думаю, что если сейчас кинотеатры уступят претензиям ЦПШ, то следом за этим прокатчиком-мейджором подтянутся и другие, — полагает эксперт Сергей Лавров, глава сайта бизнес-аналитики Kinodata.pro. — Поэтому если кинотеатры в лице АВК сейчас не пошлют ЦПШ куда подальше (выбор-то есть), то потом дистрибьюторы могут увеличить и минимальную гарантию, причем до любой суммы». По мнению Лаврова, обделенным показчикам, возможно, стоит упереться рогом, но решить проблему они смогут только за столом переговоров.
Изюминка, конечно, в том, что в качестве тарана ЦПШ решила использовать мегаожидаемое творение Данилы Козловского. Ассоциация просит у продюсеров «Тренера» дистанцироваться от непорядочного «игрока» и найти альтернативные пути дистрибуции. Представители ЦПШ утверждают, что все, кто хотел с ними договориться, — договорились.
Сформированная в конце 2017 года АВК в числе главных своих задач видит защиту предпринимателей от произвола мейджоров-дистрибьюторов, взяв курс на «uberизацию» — инициатор гильдии, гендиректор кинокомпании «Невафильм» Олег Березин прославился девизом «Uberи посредника». Прокатчики, в свою очередь, вообще не считают, что АВК кого бы то ни было представляет.
Показчики плачут, колются, но продолжают «есть кактусы» договоров с UPI и WDSSPR, против которых у кинотеатральных владельцев тоже есть что сказать. Дополнительную пикантность нынешней ситуации придает тот факт, что в центре скандала в третий раз оказывается прокатываемый ЦПШ российский фильм на патриотическую тему: зачатки нынешнего конфликта тлели еще во времена «Викинга», когда, к примеру, якутский однозальник «Лена» объявил фильму с Козловским бойкот.
У показчиков есть известное недоверие к самому «Тренеру». Вернее, к тому, что о нем известно. За неделю до премьеры всех материалов — два трейлера, сень славы «Движения вверх» (ролики картины про футбол демонстрировались перед баскетбольной драмой. — Примеч. «Шторма») и срач вокруг интервью Данилы Козловского Sports.ru. Этого, по мнению экспертов, может хватить разве что на первый уик-энд.
Сравнение с «Движением», к слову, тоже не в пользу «Тренера» — фильм Антона Мегердичева вышел в новогодние каникулы, когда в кино ходит и безногий, а конкуренция чувствуется главным образом со стороны новогодних комедий и детских мультфильмов. Картину представили профессионалам за несколько недель до премьеры, и они сказали — да, это выстрелит. Упомянутые тонкости, то есть протекционистские меры в росписи сеансов в ущерб другим фильмам, тоже были, скажем прямо, не на руку кинотеатрам. В случае с «Тренером» на три миллиарда сборов рассчитывать не приходится.
Добавим, что вся эта история разворачивается на фоне движения по календарю блокбастера Marvel «Мстители: Война бесконечности» (компании WDSSPR). Релиз картины сначала хотели сдвинуть с 3 мая на 11-е, что возмутило прокатчика, затем ее строго запретили показывать 9 мая, что не улучшило настроения никаким участникам отрасли.
Впрочем, не все показчики проявляют единодушие. Вся эта история — пиар АВК, или даже не только ее, полагает Григорий Коцюбинский, директор кинотеатра «Бэла» в одном из южных городков России, подписавший новое лицензионное соглашение еще в прошлом году (название предприятия и имя спикера изменены по просьбе последнего: «У нас коллеги такие — в лицо улыбаются, а потом могут и ножичком в спину». — Примеч. «Шторма»). Кубанский предприниматель считает, что конфликт высосан из пальца: «Никогда ЦПШ не будет выкатывать миллионные штрафы, там работают нормальные, адекватные ребята. Видно, это чья-то «хотелка» сверху, чтобы было в договоре так, а не иначе. Я отлично знаю и Вадика, и Пашу Верещагиных, они никогда в жизни не сделают такой гадости, чтобы валить кинотеатры. Если оные не воруют деньги».
А теперь еще одна деталь. Вадим Верещагин — директор по кинопрокату ЦПШ, его старший брат Павел прежде занимал эту должность. Они сыновья Леонида Верещагина, гендиректора студии «ТриТэ». На этом фоне особенно трогательно выглядят попытки пожаловаться продюсерам «Тренера» на обнаглевших прокатчиков.
Как бы там ни было, по мнению Коцюбинского, новый договор действительно рычаг давления на отрасль, но рычаг, призванный научить кинотеатры финансовой дисциплине. На практике обязательно возникнет много всяких «но» и «если», а в конечном счете ЦПШ будет рада смягчиться, войти в положение и пойти навстречу «кинотеатралам». «Работа в киноиндустрии — это всегда на тоненького. Она завязана на личных связях и умении договариваться. И на том, как уже достигнутые соглашения выполняются», — говорит владелец кубанского кинотеатрика. Он готов оправдать даже драконовский гарантийный взнос: «Минимальная гарантия в полмиллиона — это тоже не универсальное правило, это — для кинотеатров, имевших неосторожность воровать и «кроить» выручку. Нам, маленькому кинотеатру, вообще не выставляли минималку, посмотрев нашу отчетность, как мы работаем. А выявила проверка непонятное — вот и получите».
Кажется, воз с места не сдвинется еще долго: одни не хотят его двигать, другие не могут, третьи просто не желают упускать своей выгоды.