Каждый, чье детство или юность пришлись на середину 90-х, наверняка вспомнит знойного мачо в телефонной кабинке, который чем-то напоминал молодого Тото Кутуньо. Черные очки, длинный плащ — все было как полагается. А еще это: «Position number one — отдыхаю сам, Position number two — тебя хочу». Сегодня, 19 сентября, Кай Метов отмечает 54-й день рождения и о той песне вспоминает лишь с точки зрения ее эпохальности. Нет, его музыка никуда не делась, но в жизнь вошло что-то намного более важное: он заботится о пожилых родителях, скучает по маленькой внучке и... с нежностью рассказывает о своей девушке: «Как говорит Настя, мы уже расписались в книге судеб!»
— Кай, расскажите, как Вы сейчас живете? Что у Вас нового?
— Одна из главных новостей: я теперь дедушка. 30 декабря прошлого года у меня появилась внучка. Ее фотографии я пока никому не показываю, но она чудная! Зовут Кана. Кана-Мария! Кана — потому что первые две буквы взяты от моего имени, а две последние — от имени ее мамы Наташи. И через тире Мария — потому что папа — немец.
— Наверное, Вы всегда рядом?
— Всегда — нет, поскольку дочка и внучка живут в Германии, но каждый день общаемся по видеосвязи и периодически встречаемся: они прилетали ко мне совсем недавно.
Еще очень много моего времени отнимает дача — там сейчас серьезное строительство. В конце 90-х я приобрел для своих родителей большой участок в Дмитровском районе и построил им дом. Мама у меня как раз оттуда! Сейчас родители уже в возрасте, и, чтобы чаще видеться, я построил еще один — уже для себя — и стал бывать в Подмосковье намного чаще. Чистый воздух, простор и хорошее настроение — там есть все, что мне нужно.
— А еще, как мне кажется, Подмосковье как никакое другое место, вдохновляет на новые песни...
— Нет, на новые песни меня вдохновляет моя девушка Анастасия! И кстати — впереди две премьеры. В самое ближайшее время вы сможете услышать мою новую композицию «Меня накрыло волной», а про другую — пока не буду, но, думаю, она тоже понравится.
— Все они посвящены Насте?
— Можно сказать и так. Хотя я не совсем понимаю, когда кто-то кому-то что-то посвящает. Когда человек вдохновлен, внутри него начинают происходить какие-то необъяснимые процессы, и потом все это через творчество просится наружу. Мне кажется, посвящение происходит не в момент написания, а когда ты проникаешься тем или иным человеком.
Настя у меня очень творческая — чем только не занимается! Она и модель, и актриса, к тому же очень хорошо готовит и просто замечательный человек. Мы познакомились пять лет назад в одном из яхт-клубов и вот уже два с половиной года живем вместе.
— Увидели — и сразу влюбились?
– Не так, чтобы увидели друг друга — и все. Познакомились. Начали общаться. Присматривались, приглядывались друг к другу. У меня ведь в жизни никогда не было каких-то резких скачков: все, включая популярность и финансовое благополучие, происходило постепенно. Вот и взаимоотношения с Настей были такими же плавными. Но это и хорошо. Зато мы оба знаем, что идем в одном направлении. Четко по курсу.
— Вы сказали, что знакомы уже пять лет. О свадьбе пока не думали?
— На этот вопрос я Вам могу сказать так: у нас нет задачи делать что-то для показа и с точки зрения каких-то социальных вещей. Но, как говорит Настя, она уже расписалась в книге судеб. И я тоже. Поэтому на космическом уровне наша свадьба уже состоялась. Ну а здесь, на земле, что-нибудь придумаем. Придет время. Поклонницы? Нет, не ревнуют. Среди почитателей моего творчества вполне адекватные люди. И как я радуюсь счастью других, они точно так же радуются, что у меня все хорошо!
— Кай, правда, что в 90-х на Ваших концертах порой случались разборки со стрельбой? Сейчас хоть такого не происходит?
— Понимаете, дело ведь было не во мне, а во времени. Тогда разборки были неотъемлемой частью жизни, и я — иногда косвенно, а иногда и напрямую — был в этом задействован. Приезжаешь в какой-нибудь город, даешь там концерт, а к тебе приходят люди специфической наружности и начинают тебя прощупывать, задавать тебе какие-то вопросы. А потом в лоб: «Ну что, как будем деньги делить?» Всегда были свои нюансы. Так что не знаю... я через 90-е прошел, и слава богу! Каких-то серьезных вещей не произошло.
— Песни Position №2 и «Вспомни меня» в 90-х звучали едва ли не как гимны раскрепощенности. А чем они были для Вас?
— Для меня эти песни — энергетический срез эпохи! Можно долго хвалить их или критиковать, искать в них скрытый смысл и разбирать, что в тексте так или не так, но, как мне кажется, эти песни четко ассоциируются с той эпохой и энергетически заряжены духом того времени. Когда они начинают звучать, что-то внутри нас начинает колыхаться и вибрировать, и мы уже не можем спокойно их слушать. Я думаю, это их главная ценность и потому они до сих пор актуальны.
— Слушатели не кричат на концертах: «Position давай!»?
— Такого не бывает, но я знаю, что они их ждут. Понятное дело, людям хочется услышать что-то из старенького, а мне — наоборот — показать что-то новое. Поэтому приходится во всем искать разумный баланс.
— Насколько Вам уютно в современном шоу-бизнесе?
— Да я, в общем-то, к современному шоу-бизнесу себя особо и не причисляю, потому что в нем есть некоторые законы, которые я не соблюдаю.
— Какие?
— Знаете, когда я был сотрудником Тамбовской областной филармонии, а затем Коми республиканской филармонии — а это еще в советское время с его идеологическими перегибами и прочими вещами, которые сейчас трудно представить, — в культуре все было иначе. Смотрите: можно создать высокохудожественное произведение, которое будет положительно сказываться на обществе, а можно — такое, которое будет это самое общество разрушать. Все зависит от вектора. Так вот тогда культура контролировалась. Для того чтобы человек что-то понял, был какой-то уровень, планка... Культура боролась за то, чтобы взращивать: иногда мягко, иногда не очень, а иногда совсем назойливо. А шоу-бизнес действует ровно в противоположном направлении! Теперь задача артиста — оглушить, эпатировать и бежать, спотыкаясь, вниз к массовому зрителю, отбрасывая все ненужности музыкального образования.
— Как же верно!
— А в результате музыка становится все проще и проще, доступнее и доступнее, эпатажнее и эпатажнее, скабрезнее и скабрезнее, и с этим сложно что-то сделать! Я не говорю, что это плохо, и не говорю, что хорошо, а говорю, что это есть. Вот Вы спрашиваете, чем отличается то время от нашего сегодняшнего? А отличается оно тем, что сейчас появилась некая новая реальность. То, что раньше вызывало шок и недовольство, например тот же самый «Дом-2», сегодня проникает и на федеральные каналы. Скандальными становятся даже серьезные программы, которые раньше умиротворяли и несли добро. Без скандала нет рейтинга. Нет рейтинга — нет рекламодателей и, соответственно, денег. Вот и весь шоу-бизнес.
— А не обидно? Что те, кто несет пошлость, популярны, а те, кто поют хорошие песни про любовь, где-то в стороне?
— У каждого своя правда. Зачем я буду навязывать ее людям, которым она не нужна? Но телевидение, оно, конечно, вносит свою лепту. Человек думает: ладно, посмотрю-ка вот это из любопытства. А потом еще раз посмотрит и еще — и будет считать, что то, что ему показывают, это хорошо и правильно. Подсознание впитывает все как губка.
— Я знаю, что Вы недавно вернулись из Луганска, где выступали перед мирными жителями — людьми, фактически живущими под звуки выстрелов. Поделитесь ощущениями!
— Все было просто супер! И знаете, там не было несчастных: наоборот, я видел перед собой счастливых людей. На концерте были и дети, и молодежь, и ветераны Великой Отечественной. И глядя на них, я не почувствовал ничего такого, о чем мне можно было бы говорить с тревогой в голосе. Единственное, что поразило, — это комендантский час, который наступает в одиннадцать. Во всех окнах горит свет, но на улице ни души. А в остальном — живой красивый город.
— Тогда последний и самый главный вопрос: какие планы на ближайшее будущее?
— Отметить 25-летие песни Position №2, о которой мы с Вами так много говорили. В связи с этим в «Крокусе» пройдет большой концерт, на котором прозвучат хиты того времени. А чтобы меня поздравить, на сцену поднимутся мои друзья: это и Филипп Киркоров, и Вадим Казаченко, и группа «Нэнси», и много других артистов. Как я шучу, это будет даже не юбилей песни, а юбилей эпохи!