Кирилла Серебренникова задержали в Петербурге и доставили на поезде в Москву. Режиссера подозревают в серьезном преступлении — мошенничестве в особо крупном размере. В ближайшее время суд определит меру пресечения — отправить ли режиссера в СИЗО, оставить под домашним арестом или выпустить под подписку о невыезде.
Театральная общественность уверена, что случившееся — закономерный итог событий последних месяцев. Так, Ксения Ларина в беседе с Daily Storm отметила, что режиссеру предъявили ту же четвертую часть 159-й статьи, что и другим фигурантам дела «Седьмой студии», что его имя звучало на всех судебных заседаниях, а значит изменение его процессуального статуса было вполне предсказуемо.
Правозащитница Зоя Светова напоминает, что на последнем судебном заседании по делу бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского были зачитаны судебные показания бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, в которых она прямо говорила, что незаконно растрачивала государственные средства по поручению Серебренникова. На том же судебном заседании дочери Масляевой обвиняли Серебренникова в давлении, слежке и запугивании. Кроме того, за пару недель до ареста выяснилось, что у режиссера под крайне странным предлогом забрали загранпаспорт.
В то же время еще со времен обысков в «Гоголь-центре» и знаменитого путинского «да дураки» стала крайне популярной точка зрения, согласно которой Кремль дал силовикам по рукам, и Юрия Итина (бывший гендиректор «Седьмой студии». — Примеч. D.S.), Масляева и Малобродкого преследуют скорее по инерции, чтобы сохранить лицо. Казалось, что мощная поддержка не только культурного истеблишмента, но и части элиты сделала свое дело, и власть не хочет нести колоссальные репутационные издержки, связанные с уголовным преследованием мировой театральной знаменитости. За Серебренникова просили Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, которых трудно заподозрить в оппозиционных настроениях. Все это наводило на мысль о том, что режиссера не тронут.
Впрочем, Светова отмечает, что сейчас Следственный комитет «вцепился» в режиссера, и даже если его не отправят в СИЗО, ситуацию будет практически невозможно отыграть назад. «Судя по всему, у него заберут театр, и это будет уже надолго. Сейчас не те времена, когда Владимир Гусинский провел несколько дней в Бутырке, а потом его отпустили», — сказала Daily Storm правозащитница.
По словам Световой, сейчас трудно понять, кто именно «заказал» Серебренникова — был ли это министр культуры Владимир Мединский, испытывавший к режиссеру не только идеологическую неприязнь, но и известную ревность, или же силовики в инициативном порядке проводят операцию по запугиванию интеллигенции.
Можно отметить, что в пользу первой версии говорит мощное пропагандистское сопровождение кампании, где рефреном звучит тезис о том, что Серебренников был «обласкан» властью и считал своим долгом непременно расходовать как можно больше бюджетных денег на как можно более смелые творческие эксперименты. «Я видел спектакли Кирилла Серебренникова. Там актеров-детей заливают испражнениями, кишками, мужским семенем, потом их насилуют как мужчины, так и женщины. И на такой вот дешевый и банальный китч этот человек получал от государства десятки миллионов долларов», — сокрушается в разговоре с Daily Storm православный активист и близкий друг Марии Алехиной Дмитрий Энтео.
Ему вторит писатель Лимонов. «Я бы не сказал, что его преследуют. Он один из самых любимых властью режиссеров. Скорее, его кто-то подставил». Писатель уверен, что если власть решилась на такую демонстрационную меру как задержание суперпопулярного режиссера, то доказательства коррупции — совершенно неопровержимые. Кроме того, ссылаясь на свой опыт, Лимонов отметил, что в России вообще просто так не сажают, только за дело.
В пользу второй версии говорит, очевидно, недостаточно высокий аппаратный и политический вес Владимира Мединского. Вряд ли у нынешнего министра при всей его воинственности хватило бы дивизий на такую мощную и дерзкую атаку, фактически вопреки «сигналу» Путина и любым представлениям о политической вменяемости.
«Мне трудно понять, зачем это делать перед выборами, когда Путину будут нужны доверенные лица и поддержка деятелей культуры — тех же Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Мне интересно, как они себя теперь будут вести, будут ли они так же безоговорочно поддерживать Владимира Путина после того как он им, вообще-то, обещал, что Серебренникова трогать не будут, во всяком случае, внимательно отнесся к письмам в его поддержку», — сказала Светова.
Между тем, директор «Театра.doc» Елена Гремина скептически относится к тем «сигналам», которые многие распознали в реакции президента на обыски и на кампанию поддержки Серебренникова в культурной среде. «Мы не знаем, что на самом деле и кому говорит Путин. Очевидно, что искренним он не бывает никогда публично — и как полковник КГБ, и как политик вообще. Возможно, Евгению Миронову он говорит «ах, дураки, что они творят», а за закрытой дверью — не против акции устрашения, каковой является то, что происходит с ГЦ и с Кириллом», — сказала театральный менеджер в беседе с Daily Storm.
Фото: © GLOBAL LOOK press