Коммунисты Брянска оскорбились от выставки местных художников к 150-й годовщине со дня рождения Владимира Ленина: на одной из картин он изображен вместе с девушкой, павшей перед ним на колени, и, судя по его хитрому лицу, там происходит что-то неприличное. Интересно, что экспозицию уже успели посмотреть дети, а ее анонс был размещен даже в «Брянской учительской газете». И вдруг — «омерзительная пошлость». «Что? Что-о они там увидели? — в свою очередь изумляется организатор выставки Сергей Клещиков. — Если у кого не в порядке с головой, ну извините. Пусть сами разбираются со своим моральным уровнем!»
Промышленная окраина города, выставочный зал «Рост» и много-много Ленина. Вот он прогуливается по мокрым мостовым, вот поигрывает окровавленным серпом на фоне распятого монарха. Голого, между прочим. А вот тут (работа называется «Последний взгляд») Ильич запечатлен после инсульта. Ни фирменного прищура, ни ярких галстучков в горошек — лишь неестественно распахнутые глаза!
Здесь же — и тот самый шедевр: «Я — Ленин. Я — Лена». Комментировать трудно, рискуешь нарваться на каких-нибудь фрейдистов, но впечатления двойственные. Так и хочется спросить: «А чего это они тут делают?»
Больше всего, конечно же, переживают последователи идей. Лидер брянских коммунистов Андрей Архицкий уже назвал эту выставку «позором и мракобесием» и требует у местного депкульта объяснений, как они такое допустили. Остальные дискутируют в соцсетях.
«Именно об этой части интеллигенции и писал Горькому товарищ Ленин. Видать, они ему до сих пор простить не могут», — заявляют шокированные зрители.
«Наверное, их надо расстрелять?» — «предлагает» кто-то из пользователей.
«Ну зачем же расстреливать, им просто нужно объяснить, что они неправы. Беломорканала вполне хватит», — добродушно отвечает другой.
Что интересно, большинству комментаторов в районе 30-40 лет. То есть то самое поколение, которые еще могло быть в числе октябрят, но вряд ли доросло до пионерских галстуков. В порядке эксперимента отправляем фото с выставки нескольким политикам из того же возрастного интервала: депутату Мосгордумы, внуку Геннадия Зюганова Леониду, секретарю ЦК КПРФ Алексею Корниенко и первому секретарю «Коммунистов России» во Владимирской области, секретарю ЦК ВЛКСМ Андрею Никольскому. Первые двое предпочитают оставить это без комментариев, а вот Андрей признается, что задет. Не сказать, что для него это совсем уж оскорбительно, но неприятно.
«Мне кажется, что эта ситуация наглядно демонстрирует, как отсутствие собственных идей провоцирует на передергивание истории и надругательство над нашим прошлым, — говорит он в беседе с Daily Storm. — Художник, нарисовавший эту картину, был явно от слова «худо» и вряд ли обладает какими-то выдающимися талантами, поэтому и пытается создать себе имя за счет опошления легендарных личностей. Вопрос в том, что Владимира Ильича вспомнят добрым словом и спустя 300 лет, а тех, кто делал эту выставку, забудут уже через 10!»
«Я думаю, что при социализме их бы очень успешно перевоспитали, — добавляет молодой человек. — Обидно другое: что люди, которые не знали о том периоде времени, увидев эти картины, могут подумать, что так все и было!»
Тем временем сам автор экспозиции, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России» Сергей Клещиков говорит, что ни о каких грязных намеках не могло быть и речи. «Кто о нас пишет? Брянские коммунисты? А они объяснили, в чем именно заключается эта пошлость и вульгарность?» — спрашивает он.
«Видимо, их настораживает, что на той картине было изображено... как бы это сказать помягче...» — немного смущаясь, пытаемся объяснить мы.
«Преклонение? — подсказывает Сергей Сергеевич. — Когда девушка такая, фанатка, пала на колени перед авторитетом вождя? А вы знаете, что молодые художники теперь мыслят совсем другими категориями, и автор хотел изобразить именно вот это. Ну знаете, как бывает на концертах рок-звезд, когда с них срывают майки!»
«Кстати, а о чем все подумали? — уточняет он. — Что у них в голове родилось? Тогда они пошляки! Они только на одно заточенные?! Ну пусть они сами со своим моральным уровнем и разбираются. Задайте им вопрос, с чего это они взяли, что там... — а что они там увидели, я так и не понял! Короче, никаких признаков того, что они хотели бы увидеть, там нет. А то, что у них с головой не в порядке, — ну извините меня!»
«Насчет коммунистов… — все больше распаляется Клещиков. — Их трудно назвать коммунистами, это больше зюгановцы! У меня другой вопрос: почему они никаким боком не отметили 150-ю годовщину? Я думал, придут представители партии, скажут: «У нас тут юбилей. Давайте, ребят, может, мы вашу выставку профинансируем? Станем ее спонсорами. Вы напишете работы, а мы что-нибудь из них закупим». Почему они это не сделали? Зато когда мы самостоятельно решили отдать дань памяти, их это сразу возбудило!»
По словам мастера, картину «Я — Ленин. Я — Лена» рисовал молодой художник Роман Рудаков, а всего в выставке участвовало порядка 10 человек. Главная задача, которая ставилась перед авторами, — изобразить вдохновителя и руководителя Октябрьской революции через призму времени.
«Задача эта архисложная, потому что, как я объяснял художникам, если раньше ему ставили памятники, то теперь любая шавка может на него пописать и погадить, — продолжает он. — Вот где крайности. Ну а мы должны выработать свое личное мнение. Не общественное, не массовое, а личное!»
«Любой автор имеет право на свой собственный взгляд, — уверен организатор, — и никто не может грозить ему никакими расправами! Но понимаете, когда уровень культуры падает, трудно ждать какой-то другой реакции. Теперь и до нас добрались. Невинных людей. Ну да... Кто-то яблоки рисует, кто-то цветочки. А тут — Ленина. Как посмели?!»
Напомним, что последний скандал вокруг Владимира Ильича разгорелся в сентябре этого года: Союз архитекторов России объявил конкурс идей, как лучше использовать Мавзолей, после того как он утратит свою главную функцию — сохранение тела вождя. А потом появились и первые предложения: объявить усыпальницу филиалом Музея архитектуры имени Щусева. Ответ был жестким. «Я это рассматриваю как грязную, грубую провокацию, которая направлена прежде всего против стабильности в стране, — заявил Геннадий Зюганов. — Это архитекторы не от строительства, это архитекторы от цинизма».