В России отмечают столетие Великой Октябрьской социалистической революции — события, которое оказалось переломным не только для нашей, но и для мировой истории, и споры о котором не утихают до сих пор. Нужна она была или не нужна? Какая правда была за белыми и какая — за красными? Ответить на эти вопросы попытались и деятели культуры. «Шторм» выяснил, куда можно сходить, чтобы почувствовать дух того мятежного времени.
Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Революция произошла 25 октября по старому стилю. По новому — это 7 ноября, но многие учреждения культуры начали отмечать эту дату уже сейчас. Среди них и Эрмитаж: несколько дней назад в Белой столовой вновь запустили часы, которые большевики остановили во время ареста Временного правительства. Все эти сто лет их стрелки стояли на отметке 2 часа 10 минут, а теперь снова начали свой бег.
«Меня спрашивали, не боюсь ли я. Мы обсудили — не боимся», — поделился с журналистами генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Между тем, к 100-летию переворота Эрмитаж подготовил и большую культурную программу: в Аванзале развернули экспозицию о лазарете имени цесаревича Алексея, а в Николаевском зале проходит выставка, посвященная событиям, которые потянули за собой Февральскую и Октябрьскую революции и отречение Николая II.
Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Шостаковича
Не остался в стороне от громкой даты и актер, режиссер и сценарист Вениамин Смехов, который 11 и 12 ноября на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Шостаковича представит документальную пьесу «Прошу слова! Год 1917».
«Эта тема много шире того плоского представления, на которое мы имели право в прежние времена, — поделился он со «Штормом», — и я рад, что получил возможность погрузиться в архивы и показать зрителям свое видение тех событий. При этом ни одного моего слова в пьесе нет — героями «хроникально-музыкально-поэтической истории» стали Николай II, Владимир Ленин, Александр Керенский, ученый Иван Павлов, поэты Владимир Маяковский и Осип Мандельштам, писатели Борис Пастернак, Иван Бунин и Герберт Уэллс».
Главные партии достанутся Гарику Сукачеву, актерам Евгению Дятлову, Дарье Мороз и артистам театра на Таганке Марии Матвеевой и Дмитрию Высоцкому.
«Я думаю, что тема революции касается каждого из нас, — добавил Смехов. — Например, мне бы очень хотелось понять, кем же на самом деле был Ленин. Варваром, который не щадил ни Бога, ни крестьянина, ни аристократа, но почему-то был возведен в культ, или замечательным человеком, который вместе со всеми нес на плече бревно и помогал детям?»
К слову, Смехов участвовал и еще в одном крупном проекте, посвященном 100-летию революции, — в иммерсивном спектакле Максима Диденко «10 дней, которые потрясли мир». «Шторм» писал об этой постановке, которую, к сожалению, больше не сможет увидеть никто и никогда.
«Геликон-опера» (Москва)
В «Геликон-опере» 7 ноября пройдет концерт «Шостакович против сумбура». Название вечера — своеобразная игра слов, которая отсылает к резкой статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в газете «Правда» в 1936 году. После выхода этого материала творчество Шостаковича сразу оказалось под запретом, а он получил ярлык «врага народа».
Перед слушателями выступят заслуженный артист России Михаил Гужов, Дмитрий Скориков, Александр Киселев и Григорий Соловьев. Первое отделение завершится «Пассакалией» из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», а во втором прозвучит вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии». Завершит программу вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко.
Третьяковская галерея на Крымском валу (Москва)
Выставку «Некто 1917» на Крымском валу уже называют одним из главных событий этого года. Ее название позаимствовано из Велимира Хлебникова. Именно такими словами представитель русского авангарда когда-то закончил свое исследование, посвященное гибели государств.
Работая над созданием экспозиции, ее кураторы попытались собрать самые яркие полотна революционного времени. Здесь можно увидеть Кустодиева и Петрова-Водкина, Родченко и Шагала, Кандинского и Малевича. Многие из экспонатов десятилетиями хранили в запасниках. Другие — собирали по частным коллекциям России и Европы.
Московский Губернский театр
А в Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова на днях представили спектакль «Восемь». Он рассказывает о последних днях жизни великой княгини Елизаветы Федоровны и других членов дома Романовых, которых красные еще живыми сбросили в шахту в 18 километрах от Алапаевска. Это произошло через день после убийства царской семьи.
«Чтобы воссоздать ход событий, я даже ездил в те места — сейчас там монастырь — и общался с монахами, — рассказал «Шторму» автор пьесы Владимир Зуев. — По их мнению, убийц направляли темные силы. Они сами не ведали, что творят, и даже спустя время не могли объяснить, зачем завязывали своим жертвам глаза, оглушали их обухом топора по голове и сталкивали вниз, обрекая на долгую мученическую смерть. По воспоминаниям местных жителей, из шахты еще несколько дней раздавалось пение молитв».
Но, пожалуй, лучше всего смысл спектакля передает вот этот диалог.
«Среди героев есть такой комиссар юстиции Соловьев. Он отрицает существование Бога и считает, что сам все решает и никто ему не указ. И вот другой убийца — Каляев — вдруг говорит: «Ты ничего не понял! Это ты марионетка, это тобой сейчас управляют!» И в этих словах, как мне кажется, все! — поясняет автор. — Что касается противостояния белых и красных, то людей на них никто не делил. Каждый делал свой выбор сам. А уж как… разумом или сердцем…»
По задумке режиссера Анны Горушкиной и сценографа Ольги Богатищевой, зрители будут максимально вовлечены в действие. Их посадят за простые деревянные парты, чтобы они вместе с артистами поразмышляли об уроках, которые преподнесла история. Ближайший показ спектакля состоится 29 октября.