В Екатеринбурге предложили воссоздать дом инженера Ипатьева, где в 1918 году была жестоко убита семья царя Николая Второго. Об этом заявил начальник управления архивами Свердловской области Александр Капустин. По его задумке, новодел мог бы стать точной копией разрушенного здания и использоваться как площадка для проведения исторических выставок. При этом отмечается, что пока это лишь идея; нужен человек, который бы взялся за ее воплощение. Если он найдется, ему помогут с сохранившимися чертежами.
Между тем предложение восстановить Ипатьевский особняк уже наделало немало шума. Местные жители недоумевают: для чего это надо? Во-первых, это место страшной боли. Зачем восстанавливать жертвенник? Во-вторых, там сейчас стоит Храм-на-Крови. Его что, сносить?! Может, лучше построить несколько новых садиков и школу?
«Это какая-то очень странная идея, потому что там храм, – рассказал «Шторму» богослов и протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев. – Да и выглядит все как-то болезненно и натужно. В свое время в музеях Ленина стояли макеты шалаша, в котором вождь скрывался от ареста. Предлагается сделать такой же муляж? На мой взгляд, если думать об истории, то лучше сохранить гулаговские лагеря по аналогии с нацистскими в Европе и проводить там уроки для школьников. Это будет намного полезнее».
«Насколько я помню, подвальное помещение Ипатьевского дома вошло в нижнюю крипту собора на крови и является его частью. Если это так, то я не знаю, как можно восстановить этот особняк, – в свою очередь поделился декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Павел Хондзинский. – Если же будет новодел, для чего он нужен, ведь сакральная память – она в храме. Позволю себе некоторое сравнение. Есть Михайловское, а есть Святогорский монастырь, где находится могила Пушкина и каждый день поминают убиенного болярина Александра. И монастырь намного важнее! Так что это предложение не греет!»
Не оценила идею восстановления Ипатьевского дома и специалист по отечественной культуре, профессор библиотековедения и книговедения МГИК Светлана Гаранина. Услышав вопрос, она лишь рассмеялась.
«Я не очень представляю, как это можно сделать и для чего. Кстати, кто это предлагает? Не Поклонская, нет? Меня пугает эта дама», – комментирует она «Шторму».
По мнению Гараниной, подобные предложения должны идти от сердца, иначе в них нет никакого смысла.
«При воссоздании такого дома нужна какая-то особая аура, ощущение того времени, но это, по-моему, невосстановимо. А вообще, мне не очень нравится все, что идет от церкви, хоть я и верующая: душевная скорбь зачем-то выносится на всеобщее обозрение и превращается в карнавал. Должно быть покаяние! Создание подобных памятников можно оправдать лишь единственной целью: искренним желанием, чтобы произошедшее больше никогда не повторилось, однако я не верю в то, что остались люди, которым нужно только это».
В 1991 году на экраны страны вышел фильм Карена Шахназарова «Цареубийца». На создание картины режиссера подтолкнула статья о расстреле императорской семьи. Действие происходит и в начале XX века, и в конце. По сюжету, психиатр Смирнов решил пошутить над пациентом, который называл себя Николаем Вторым, но настолько заигрался, что перестал понимать, кто он на самом деле: врач или самодержец, убитый Юровским.
При работе над лентой Шахназаров изучил немало материалов, связанных с расстрелом Романовых. Особое внимание уделялось воссозданию атмосферы Ипатьевского дома. Но это было для кино. Зачем такой дом нужен сейчас, режиссер не понимает.
«Ну, не знаю. Мне кажется, это какая-то странная экзотическая идея, – поделился он со «Штормом». – Я вообще к новоделам отношусь скептически, а уж к Ипатьевскому… Если в Екатеринбурге есть лишние деньги, то пусть, конечно, делают, но если бы я был начальником и именно от меня зависело окончательное решение, я бы сказал нет».
Знаком с историей расстрела царской семьи и актер Александр Галибин: он дважды сыграл Николая Второго. Сначала – в сериале «Жизнь Клима Самгина», а затем – в картине Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». И каждый раз в его душе происходил большой душевный переворот.
«Мне нужно было показать путь от отречения до расстрела, своего рода путь на Голгофу, – объяснил он «Шторму». – Сыграть это нельзя. Это надо явить!»
По мнению Галибина, идея Ипатьевского новодела по меньшей мере абсурдна.
«Где они хотят его построить? И для чего?! Да, было совершено вандальное действие, подлинные детали произошедшего до сих пор неизвестны. Но на этом месте уже стоят храм и Памятный крест! Мне кажется, намного важнее покаяние перед содеянным, а не мысли на уровне «вот мы сейчас этот дом восстановим, и нам все простится», – рассказал он. – В общем, я не знаю, нужно это кому-то или нет, но идея звучит очень странно».
Добавим, что сам автор предложения Александр Капустин от комментариев отказался, объяснив это тем, что рассказывать придется долго, а времени у него нет.
Ипатьевский дом начали сносить 22 сентября 1977 года. Решение об этом было принято в связи с «болезненным интересом» к особняку со стороны местных жителей и гостей города. В день гибели царской семьи под стенами непременно появлялись какие-нибудь бабульки, которые крестились и ставили свечи, а значит, проводили «антисоветские демонстрации».
Говорят, когда здание сносили, стены никак не хотели падать. Когда их все же сровняли с землей, разрушители тут же вывезли строительный мусор на свалку, а мелкие камушки разобрали на память. Кстати, бульдозерист, который участвовал в работах, за несколько лет потерял всю свою семью и остался один. Возможно, это было лишь совпадением, но местные жители уверены: ничего случайного!