В Санкт-Петербурге продолжают искать нового хозяина для квартиры писателя Федора Абрамова, столетие со дня рождения которого отмечалось в феврале этого года. За трешку в доме постройки 1941 года просят 25 миллионов рублей, а при желании жилплощадь можно оформить в ипотеку. Что интересно, приходящие на просмотр редко уточняют, кому принадлежала квартира. По словам риэлторов, ею больше интересуются как объектом недвижимости.
Классик деревенской прозы Федор Абрамов известен такими романами, как «Две зимы и три лета», «Братья и сестры» и грустными рассказами «Пелагея» и «Алька», повествующими о жизни крестьян Русского Севера. Несмотря на то что в конце жизни он уже был лауреатом Государственной премии СССР, его произведения проходили в печать с купюрами, вызывая постоянные упреки в сгущении мрачных красок. Теперь его книги переведены на многие языки мира; по ним ставят фильмы и спектакли, его именем назван аэропорт Архангельска. А помните знаменитое: «Как жить? С ощущением последнего дня и всегда с ощущением вечности». Это — тоже он!
Петербургская квартира литератора занимает 142 квадратных метра и располагается на Петровской набережной в сталинском доме, построенном для руководства Военно-морского флота СССР. До станции метро «Горьковская» — 12 минут. Окна спален смотрят на тихий сад. В комнатах сохранен прижизненный интерьер: и забитые книгами старые полированные шкафчики, и стол у широкого окна – все напоминает о том, что здесь творил известный писатель. Однако покупателя пока нет, хотя желающих прийти на просмотр довольно много.
«Вообще, личность знаменитого жильца не всегда является каким-то преимуществом, — рассказывает Daily Storm директор департамента по работе с вип-клиентами агентства недвижимости «Мир квартир» Владислав Рудаков. — Однако, показывая тот или иной объект, мы, конечно же, упоминаем, с чьим именем он связан. В случае с квартирой Абрамова процесс продажи замедляет пандемия коронавируса. Пожилая собственница — наследница Федора Александровича — находится на самоизоляции, поэтому ее просмотры пока приостановлены».
На вопрос, сколько денег нужно иметь, чтобы купить такое гнездышко, Владислав говорит: 25 миллионов. До этого было 30, что для жителей Петербурга неподъемно. Хотя возможна и ипотека: если ее оформлять на 20 лет, ежемесячный платеж будет составлять порядка 175 тысяч рублей. Какую зарплату для этого нужно иметь? Ну, наверное, тысяч 300, а такая мало у кого есть.
Интересный момент: какой бы большой ни была любовь писателя к Петербургу и в каком бы замечательном месте он там ни жил, похоронили его в родном селе Веркола в Пинежском районе Архангельской области. В огороде. На любимом угоре рядом с домом, построенном собственными руками. В райцентре приземлились два самолета: один — с телом, другой — со скорбящими из столиц. Это было в 1983-м. А в 2017-м в ту же могилу положили и его жену, Людмилу Крутикову-Абрамову. Коренная петербурженка, она пожелала быть похороненной рядом с любимым.
Вообще, места жительства знаменитых писателей или музыкантов всегда вызывают повышенный интерес, но это совсем не значит, что такие объекты идут нарасхват. Например, квартира композитора Дмитрия Шостаковича находится в продаже уже пять лет.
«Но, знаете, там закрученная история, — объясняет Владислав. — Изначально она стоила 60 миллионов, потом ее стоимость снизили до 30, но когда нашли покупателя, сделка не состоялась. Вообще, спрос был: квартирой интересовались и богатые люди, и деятели культуры, и даже китайцы, но все закончилось ничем. А ведь именно там во время блокады писалась знаменитая Ленинградская симфония. А в комнатах сохранился аутентичный интерьер».
«Еще есть квартира Римского-Корсакова. Вернее, часть, потому что жилплощадь была поделена. Интерьер уже современный, — продолжает молодой человек. — Сколько стоит? 33 миллиона!»
Впрочем, бывают такие квартиры, которые находят своего покупателя чуть ли не за несколько часов. Например, та, в которой когда-то жил Максим Горький. Помещение по адресу: Кронверкский проспект, 23, с окнами на Александровский парк и Петропавловскую крепость оценили в 11,5 миллиона рублей.
Уточнялось, что в 1914 году писатель поселился сначала на шестом этаже этого здания, а позднее переехал на четвертый. Именно там в сентябре 1920-го он принимал английского писателя Герберта Уэллса. Очень крутой дом и редкое предложение, говорили тогда риэлторы. Кто был продавцом и кто покупателем, не сообщалось из соображений безопасности.