Владимир Путин в послании Федеральному Собранию представил новейшие военные разработки, якобы не имеющие аналогов в мире. В течение часа весь мир завороженно следил за лоурезными видеопрезентациями оружия массового уничтожения. Часть его получила громкие и героические названия — «Кинжал», «Авангард», «Сармат», а другие военные новинки — еще не названы. Без имени пока новая крылатая ракета с ядерной энергетической установкой, которая будет обладать неограниченным радиусом действия и непредсказуемой траекторией полета. Безымянным остается проект подводного беспилотника.
Учитывая прежнюю традицию «нейминга» нашего оружия и спецсредств вроде огнемета «Буратино», миномета «Поднос», радиопеленгационного метеорологического комплекса РПМК-1 «Улыбка» и колючей ленты «Егоза», мы предложили деятелям культуры придумать названия новым хлопушкам апокалипсиса.
Один из главных людей московского акционизма 90-х Анатолий Осмоловский (известный школьникам по роли капитана в «Зеленом слонике») к делу отнесся серьезно. «Обычно называют отвлекающе, — заметил он. — Например, «Танк» — это «бак» по-английски, как известно». Беспилотная подводная лодка, по его мнению, должна называться «Без царя в голове», ракета — «Шумел камыш, деревья гнулись». ТТХ лазерной установки неизвестны, поэтому называть ее Осмоловский пока отказался. Впрочем, он предложил скорее концепции имен, чем готовые названия.
Королем нейминга можно считать художника Николая Копейкина, заведующего магией в «художественной секте КОЛХУи — Колдовские художники» и сооснователя галереи «Свиное рыло». «Мне почему-то сразу вспомнились персонажи К.И. Чуковского: Тотоша и Кокоша. Назвать оружие можно, к примеру, «Кокоша», а чтобы не было ассоциаций с работниками нашего посольства в Аргентине, немного модернизировать: «Укокоша», — предложил он.
Примерно в том же направлении двигалась мысль поэта Александра Дельфинова. Он снабдил нас таким списком: 1) Новая крылатая ракета с ядерной энергетической установкой — «ЛЕТУЧИЙ КРАБ». 2) Беспилотная подводная лодка — «ДНО». 3) Лазерный комплекс — «ВСЕМ ПИКОВЫЙ ТУЗ». «Вообще-то пиковым тузом можно и подводную лодку назвать, — пояснил Дельфинов. — Это цитата из песни «В горах поспел мак» Стаса Подлипского. По сюжету подводная лодка наркоторговцев всплывает, а вдоль по борту надпись «Всем пиковый туз!», что в переводе с одесского значит «всем [конец]». Но пусть будет лазерный комплекс!»
Писатель-фантаст Олег Дивов — сержант-артиллерист запаса. В мемуарах о службе в войсках «Оружие возмездия» он прошелся по армейскому неймингу. Непосредственно у них в бригаде самоходной артиллерии большой мощности можно было жахнуть из пушки «Пион» или миномета «Тюльпан». Известно, что 2С7 «Пион» может посылать ядерные заряды, а так предназначен «для подавления тылов, уничтожения особо важных объектов и средств ядерного нападения в тактической глубине на расстоянии до 47 километров». Дивов отказался придумывать красивые названия, объяснив «Шторму», что обычно и придумывать ничего не приходится: «Все феерические имена дают оружейники в КБ на стадии разработки проекта, проекты помечаются кодовыми названиями на определенную тему, потом их и используют». Однако писатель сказал, что, по-видимому, традиции нейминга в последние годы поменялись и теперь принято давать эпические названия, а советская ирония потихоньку уходит в прошлое, по крайней мере, в части стратегических вооружений.