В Уфе осваивают новый способ прощания с умершими друзьями и близкими: трансляция похорон в режиме онлайн. Специально обученный сотрудник снимает церемонию на планшет, а провожающие наблюдают за ней через Zoom, Skype или WhatsApp. «В ходе прямого эфира можно увидеть даже то, как гроб или урну с прахом опускают в землю, — рассказывает руководитель службы «УфаРитуал» Галина Рублева. — При этом запись можно сохранить и оставить себе на память. Для горюющих это выход: не имея возможности приехать на кладбище, они могут быть спокойны, что дорогой им человек действительно обрел свой последний приют!»
Глядя на Галину, вряд ли поверишь, что эта яркая молодая блондинка работает в сфере ритуальных услуг, но это так. Потеряв брата и отца, у которых было свое похоронное дело, она решила, что должна его продолжить. Более того, сделать все, чтобы ее клиенты переживали только из-за своей потери и ни из-за чего больше. Сейчас, во время эпидемии, это важно вдвойне.
«Когда новости о коронавирусе еще только начинали появляться, люди смеялись: «Ну сейчас у вас попрет! Разбогатеете», — вспоминает она в беседе с Daily Storm. — Но разве я этого желаю? Наоборот, говорю: «Пусть все живут до ста!» Однако что делать, если страшное все-таки произошло, а приехать на похороны нет возможности?»
Как рассказывает Галина, попрощаться с умершими теперь можно онлайн. Для этого в интернете создается специальная группа, после чего родственники и друзья покойного получают ссылку на прямую трансляцию с кладбища.
«Ну а там у нас уже стоит специальный человек, который снимает происходящее на планшет, — продолжает девушка. — Оператор находится в маске и соблюдает необходимую дистанцию. Кстати, наши сотрудники могут выехать и в защитных костюмах. Так было, когда соседка покойного сообщила нам, что он часто болел и мог быть носителем инфекции. Хотя сами родственники такое обычно не приветствуют».
На вопрос, насколько это корректно — снимать мертвого человека, если, по православным традициям, любые изображения похорон рекомендуется тут же сжигать, Галина говорит, что ни о чем таком никогда не слышала.
«Насколько я знаю, умерших фотографировали с давних пор, — говорит она. — И никаких несчастий это не навлекало. Наоборот, это память. Кстати, после окончания трансляции запись можно оставить себе, а все могилы оцифровываются и приобретают геолокацию. Это делается для того, чтобы родственники и друзья покойных потом могли их навестить и не заблудились».
Онлайн-похороны, оцифровка могил… Звучит пугающе. Но, наверное, еще страшнее, когда близкие ушедшего не знают, смогут ли увидеть его хотя бы в последний раз. Интересно, что об этом думает Церковь?
«То, что на похоронах нельзя снимать, — это чья-то выдумка, — говорит Daily Storm настоятель храма Святых Космы и Дамиана на Маросейке Федор Бородин. — Мы, православные, в приметы не верим: это признак человека с языческим сознанием! Мне кажется, все зависит от обстоятельств. Например, сейчас наши прихожане вынуждены смотреть богослужения лишь в прямой трансляции. Они не могут прийти из-за эпидемии, на что есть предписание главного санитарного врача Москвы и благословение патриарха. Поэтому в храме находятся лишь священники, алтарники и хор. Так вот, если человек смотрит трансляцию только потому, что ему лень вставать и куда-то идти, это плохо, это грех. Это суррогат. А если он не может этого сделать по независящим от него причинам, все воспринимается иначе! Греха нет. Ему это помогает».
«То же самое и с похоронами! — продолжает отец Федор. — Не знаю, как у нас, но во многих странах мира родственникам умерших от коронавируса не дают с ними проститься, чтобы они не заразились. Так что для них это хотя бы какое-то участие в прощании с любимым человеком. Конечно, это не очень хорошо, но все-таки лучше, чем совсем ничего!»
На вопрос, стоит ли сохранять трансляцию на память, настоятель задумчиво говорит, что не знает. Но бывают такие моменты, когда это нужно.
«Когда мне было 22 года, у меня умер отец, — вспоминает он. — А его близкий друг в это время был в командировке и не смог проститься. Так вот, сколько мы с ним ни встречаемся, он всегда признается: «Я все еще не могу поверить, что он умер! Приехал, а мне говорят, что его уже похоронили. Для меня Саша жив!» Если у вас не стало родственника или друга, а вам говорят: «Вы знаете, он там, в братской могиле…» — это как похоронка с фронта. С этим тяжело смириться и это тяжело принять, поэтому такая трансляция действительно поможет!»
Напомним, что в связи с распространением эпидемии коронавируса ворота большинства российских кладбищ продолжают оставаться закрытыми. Туда могут попасть лишь те, кто оформляет услуги по погребению и участвует в похоронах умершего. А немногим ранее РПЦ призвала верующих готовиться к тому, что празднование Пасхи пройдет в условиях самоизоляции. Как заявил глава отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, прихожанам придется ограничиться лишь просмотром телетрансляции патриаршего богослужения.