28 марта Алиса Вокс, экс-вокалистка «Ленинграда», занимающаяся сольной карьерой, рассказала о сексуальных домогательствах, которые ей пришлось пережить в 17-летнем возрасте. По ее признанию, преподаватель Санкт-Петербургского государственного института культуры предложил ей, абитуриентке, гарантию поступления и протекцию в обмен на сексуальные услуги.
В 2004 году Вокс (настоящая фамилия Кондратьева) подала документы на «факультет эстрадной режиссуры». Она успешно прошла все туры экзаменов и творческих конкурсов, а на последнем испытании — вокале — ей поставили двойку. «В коридоре ко мне подходит помощница — вроде бы декана, да, декана — и просит меня и еще двух девушек, тоже получивших двойки, остаться и предлагает пообщаться с ним, — вспоминает певица. — Я пошла, подумав, что он хочет предложить варианты, возможно, платное обучение. Но вместо этого в кабинете он стал спрашивать, на что я готова ради поступления на его факультет. Говорил: «Ты понимаешь, что тебе нужна будет поддержка во время учебы? Я могу тебе помочь». Преподаватель даже предложил поехать с ним на постановку в Тверь, жить с ним в номере, быть «хорошей девочкой», c тем чтобы потом быть зачисленной сразу на второй семестр.
«Я тогда была почти ребенком, а тут услышала такие предложения от мужчины, который мне годится в отцы. Я была шокирована и напугана. Естественно, я не стала перезванивать, чтобы обсудить условия», — рассказала Вокс.
Певица намеренно не уточнила имя этого человека, хотя она, скорее всего, помнит его, ведь позднее она все же поступила в СПбГИК на отделение эстрадного и джазового вокала.
Однако установить личность этого преподавателя не составляет труда.
Вокс рассказала об отличительной примете своего обидчика: «На нем была «разгрузка» — жилет с множеством карманов, который еще зовут «жилеткой Вассермана». После того случая он стал для меня психологическим триггером: я просто не могу спокойно смотреть на мужчину, который носит такую вещь».
Помогут с идентификацией и ошибки, невольно допущенные Вокс в рассказе. Факультета эстрадной режиссуры в институте нет и не было. В описываемое время в СПбГИК имелся факультет режиссуры и продюсерского мастерства, ныне несуществующий. Продолжает работу кафедра режиссуры и актерского искусства эстрады, на основе которого в 1999 году был создан упомянутый факультет. Вокс в рассказе допустила заминку, будто не в силах вспомнить точную должность харассера из своей истории.
Немудрено: деканом факультета был, а заведует кафедрой с момента основания один и тот же человек. Это Аскольд Аркадьевич Конович, и он даже на фото на сайте СПбГИК изображен в жилетке-«разгрузке».
На просьбу уточнить, не его ли певица имела в виду («Шторм» показал ей фото преподавателя), Алиса ответила уклончиво: «Я специально не произносила имя человека, который мне сделал это «предложение», для меня это травматичная тема. Но по косвенным признакам и схожим историям в интернете вы легко можете догадаться, он это или нет».
Действительно, помимо жилетки очень многое подтверждает, что Вокс намекала именно на Коновича.
Нелинейная композиция
Заявление Вокс можно считать продолжением скандала, случившегося в июле 2012 года. Тогда две девушки рассказали общественности и СМИ о том, что стали жертвами сексуальной агрессии Аскольда Коновича. Первой не побоялась об этом заявить Яна Григорьева — ее история была очень похожа на Алисину.
Разница была лишь в том, что Яна хотела стать не певицей, а цирковой артисткой. Другое отличие — абитуриентка в 2012 году решила не прерывать общение после первой встречи. Была и вторая встреча, после которой девушка навела справки и узнала, что ее случай — не прецедент. И третья, на которую Яна взяла с собой диктофон. Запись Яна отправила на экспертизу в Следственный комитет, написала заявление в полицию, в вольной форме случившееся изложила в рамках проекта «Письмо губернатору».
После этого о своем случае рассказала Екатерина Петрова, которая пережила то же самое на третьем курсе. «Конович подошел ко мне с отчетливо выраженной эрекцией (я сидела на стуле посетителя), обошел меня сзади и стал медленно массировать мне плечи. Я отчетливо помню, как сердце билось у меня прямо в горле и как было мерзко. Я что-то пролепетала и пулей вылетела из кабинета», — вспоминала в письме Петрова о случае 2003 года.
Если Яна просто продолжила учиться в Технологическом университете (в СПбГИК она поступала студенткой первого курса Техноложки), то Петрова, пообещавшая декану возмездие, вскоре вылетела из альма-матер по компрометирующим обстоятельствам. По словам самой девушки, из кабинета замдекана — жены Коновича — пропала сумка с большими деньгами. В краже обвинили Петрову. И хотя вина не была доказана (правоохранители даже не нашли оснований подозревать Петрову), ее исключили.
Многие студентки поддержали Яну и Екатерину, указывая на то, что их случаи были не единственными за девять лет. Сочувствующие оставляли на странице девушки в ВК одобрительные комментарии.
«Молодец! Это повторялось из года в год, и наконец-то кто-то решил об этом заявить! Респект тебе, Яна! :)»
«МОЛОДЧИНА!!!! Я учился у этого декана! Знаю, что он из себя представляет! Странно, что никто до этого ничего такого не сделал! Там полкафедры такие!!!! Молодец!»
«Cтуденты, которые разместили у себя инфо про тебя, считаются с тобой заодно. Они будут негласно наказаны (у кого красные дипломы — будут лишать, а некоторых будут прессовать по учебе)».
В правоохранительных органах девушкам сказали, что привлечь Коновича к уголовной ответственности практически нереально. Статьи за домогательство у нас не было и в 2012 году, а квалифицировать по имеющимся 290 (получение/вымогательство взятки), 285 (злоупотребление служебным положением) и 133 (понуждение к действиям сексуального характера) статьям не вышло. Правозащитные организации и общественные движения девушек не поддержали. Никто будто не заметил этого эпизода на фоне «Болотного дела», «дела Pussy Riot» и прочих резонансных событий.
Все, чего добились whistleblowers, — приглашение на «Прямой эфир с Михаилом Зеленским», где был и сам Конович. Преподаватель диктофонную запись называл подделкой, а все обвинения — абсурдными. Минкульт провел проверку и «не обнаружил нарушений». Всех оргвыводов — запрет на личное общение преподавателей с абитуриентами во время вступительных экзаменов.
Возможно, сейчас у истории появится второе дыхание. Во-первых, на хайпе, поднятом в октябре 2017 года голливудскими жертвами похоти Харви Вайнштейна. Общественный деятель и фем-активист Мария Арбатова, изучавшая эту и им подобные истории, полагает, что в любом вузе они могут произойти и, вероятно, происходят. «Происходили бы и в школе, если бы преподаватели там не были почти поголовно женщинами». Вопрос успеха перезапуска обвинительной кампании и наступления последствий для абьюзера будет состоять в наглядности доказательств и силе «наката». Хотя Алиса Вокс не спешит обвинять конкретного человека — по факту ее слова с реальным преподавателем, у которого репутация подмочена, связали мы, «Шторм». Тем не менее ее статус может придать истории новый импульс. «Конечно, ЛДПР и Госдуму в обществе ненавидят сильнее, чем безвестного преподавателя вуза. Но у депутатов и ресурс больше», — сказала Арбатова.
Впрочем, надо иметь в виду, что о харассменте заявила поп-певица с довольно скандальным имиджем, которая не обвиняла Коновича вслух, а о своей — правдивой или нет — истории в его связи может заявлять смело, раз он все равно тефлоновый. Помимо эффекта «Ленинграда», группы, накладывающей отпечаток на всех своих бывших и просто разовых участников, скандальности образу Вокс добавил клип на ее песню «Малыш». На фоне массовых уличных протестов с широким участием несовершеннолетних издевательская песня с текстом «Ошибки на плакате, четыре в двух словах. Но сердце пламенно стучит и нет в его глазах» была воспринята как заказ АП. Все блогеры писали, что Иван Демидов заплатил Алисе два миллиона рублей за издевательство над детьми. Сама Вокс говорит, что все слухи — полная ерунда, а песню она спела просто потому, что против участия подростков в политике. Конечно, «пиар-акция против 69-летнего завкафедрой» — это сильно. Но хайпануть ради хайпа Алиса может: у нее на носу новый альбом.