Скандал вокруг концерта Басты в Ледовом дворце Санкт-Петербурга обострил целый ряд морально-этических вопросов, главный из которых: а так ли виноваты организаторы, устроившие это выступление в самый пик пандемии? Чиновники говорят «да»: мол, еще немного и в ковидных отделениях больниц города начнется настоящий апокалипсис. А вот в закулисье их защищают, считая, что устроители просто делали свое дело! Почему никто не обвиняет самих зрителей, которые снимали маски и братались, прекрасно зная, какая сейчас ситуация?
Выступления Басты прошли 27 и 28 ноября и на первый взгляд не предвещали никакой беды. Зрители дружно пели и радовались тому, что наконец-то увидели своего любимого исполнителя. Шумиха началась после того, как в Сеть попали кадры, на которых тысячи меломанов стояли плечом к плечу. Ни социальной дистанции, ни масок...
«На концертах посмотрите, что творится! Койки и врачи не бесконечны. Нельзя за счет кого-то получать деньги или развлекаться!» — тут же возмутился губернатор Петербурга Александр Беглов, добавив, что некоторые спортивные и концертные организации начали действовать против интересов города и его жителей. Ну неужели это так сложно — придерживаться установленных правил?!
Такую же линию приняли и на федеральном уровне. Устроителей шоу осудили сначала глава Роспотребнадзора Анна Попова, а затем руководитель правительства Михаил Мишустин. И вот первые санкции: Ледовый дворец рискует остаться закрытым до весны и получить штраф от 200 тысяч до полумиллиона рублей, а Смольный уже готовит новые коронавирусные ограничения, которые распространятся на всю развлекательную отрасль.
С одной стороны, позиция местных чиновников объяснима: ну какие массовые мероприятия, когда столько людей лежат на ИВЛ? С другой — они ведь и сами допустили этот концерт, и, как утверждает Баста, все условия его проведения были соблюдены. Заполняемость зала составила 50%. Зрители сидели согласно купленным местам, а на территории дворца были расставлены санитайзеры и выдавались маски.
Не очень понимает, в чем дело, и исполнительный директор Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Владимир Зубицкий.
«В течение сегодняшнего дня мы сделаем важное заявление, — обещает промоутер в беседе с Daily Storm. — Оно будет очень объективное и очень правильное». А чуть позже присылает его текст.
«На данный момент нет однозначного понимания, о каких конкретно нарушениях идет речь и в чьей зоне ответственности они находятся, — говорится в обращении. — Проведение концерта в Санкт-Петербурге было согласовано с органами исполнительной власти субъекта, площадка была проверена на соответствие. <...> Мы готовы и предлагаем обсуждать эту ситуацию с властями и совместно разрабатывать требования для проведения концертов, для того чтобы индустрия смогла безопасно работать даже в период жестких ограничений».
Между тем ситуация в отрасли действительно тяжелая, и скандал с Бастой, скорее всего, лишь первая ласточка.
«Почему организаторы выступления в Ледовом решились на такой шаг? — спрашивает продюсер Евгений Фридлянд. — Да потому, что деньги нужны всем, и им в первую очередь. Работы нет уже девять месяцев. Ну сколько будет штраф? Тысяч 300? А получат несколько миллионов!»
По мнению Евгения, идти или не идти на тот концерт должны были решать сами зрители, и если они решили не пользоваться масками и не соблюдать социальную дистанцию, то чего тогда за них переживать? Значит, им просто «пофиг на свое здоровье». Плевать на то, что будет дальше.
«Давайте переживать за себя и за свою семью! — предлагает он. — Например, если я захожу в магазин и вижу толпу, я предпочитаю заглянуть туда попозже. Так что никто не виноват — ни артист, ни устроители, которые сейчас находятся в тяжелейшей ситуации. Если у того же Басты деньги еще есть, то организаторы живут от мероприятия до мероприятия. Ведь шоу-бизнес — это не только Кристина Орбакайте, Николай Басков и Иосиф Пригожин. Это и куча других людей, которые зависят от концертов и вынуждены закрывать глаза на те или иные вещи и через что-то переступать».
Сколько этих людей — может совершенно точно сказать директор фестиваля «Дикая мята» Андрей Клюкин. В России их ни много ни мало 870 тысяч человек! Это и осветители, и звукорежиссеры, и техники — все те, без кого невозможно представить ни один концерт.
«Самое страшное, когда эту проблему делают мемной, — говорит он Daily Storm. — Например, обсуждают Филиппа Киркорова, пожаловавшегося, что его команда выживает как может, и смеются: «О да, чувак, тебе что, на золотой унитаз не хватает?» Или того же Иосифа Пригожина, который ест тунца и сетует, как ему фигово. Но ведь речь не о Киркорове, а о том почти миллионе человек со средней зарплатой в 40 тысяч рублей, которые сейчас выброшены за борт!»
«Не так давно у меня были съемки с одним очень успешным музыкантом, — продолжает Андрей. — Он подошел и очень аккуратно, очень деликатно попросил у меня 300 рублей на обед. А ведь этот артист до пандемии играл с коллективами первой десятки! Концертов нет. Маленький ребенок. Ипотека... Вот она, ситуация, но все обсуждают какую-то ересь!»
Как считает продюсер, развлекательная индустрия находится на краю пропасти. Долги неимоверные. Например, у него их уже 20 миллионов, но по сравнению с другими это еще ничего. Поэтому без поддержки извне тут не обойтись: нужно либо дать артистам работать, оставляя за зрителем выбор, рисковать ли своим здоровьем, либо помогать развлекательной отрасли, как это делают в Норвегии, Швейцарии или Англии.
«Можно, конечно, винить Басту, но это просто смещение фокуса внимания СМИ от основной проблемы, — говорит Андрей. — Девять месяцев почти миллион человек без работы и без помощи! И, напомню, речь идет именно о тех профессионалах, которыми так гордилась наша страна, когда проводила Олимпиаду и чемпионат мира по футболу. У них есть семьи, кредиты, коммунальные платежи, но нет права работать и никакой поддержки».
Добавим, что скандал с концертами Басты, на которых присутствовали более 12 тысяч человек, серьезно ударил и по репутации самих чиновников. Например, председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Константина Сухенко, которому сегодня объявили выговор. Уточняется, что наказание последовало за ненадлежащую координацию деятельности в части обеспечения санитарных мер. «Легко отделался, — иронизируют в Сети. — А вот что теперь будут делать те тысячи людей, которые остались без работы?»