Говорят, большинство людей любят музыку попроще. Незамысловатые стихи, запоминающийся мотив, немножко эпатажа – и вот уже фанаты спят возле твоих дверей. Но есть ребята, которые не гонятся за дешевой популярностью. Их путь – искусство не для всех.
О пианисте Арсении Трофим я узнала лет 10 назад. Это было в одном из музеев Архангельска на открытии какого-то культурного проекта. За фортепиано сел высокий мальчик с искристыми глазами, и мир тут же перестал существовать. Была лишь комната с приглушенным светом и его музыка.
«Кто это? Да какой-то парень из Нарьян-Мара, – рассказали мне знакомые. – Талантливый, да. Но ведь такое творчество не для всех! Ну, сыграет в одном музее, в другом. А дальше?»
Сегодня «парень из Нарьян-Мара» живет в Москве и покоряет все новые и новые высоты.
Главное детище Арсения – проект «Современный таперский кинозал». Это когда на экране показывают старое немое кино, а он в режиме реального времени подзвучивает его своей музыкой.
«Первый фильм, за который я взялся, был «Младший брат» режиссера Тэда Вильде, – рассказал композитор Daily Storm. – Я тогда учился на звукорежиссера, и мы во время занятий просматривали десятки старых лент. "А почему они немые?" – поинтересовался я у преподавателя. – "Просто к ним никто ничего не писал. Кому это надо?!"»
Именно в тот момент Арсений и загорелся идеей возродить это искусство. Его музыка дала новую жизнь десяткам полнометражных и короткометражных картин — от классических шедевров Чарли Чаплина и Бастера Китона до авангардных экспериментов Рене Клера и Луиса Бунюэля.
«Таперский кинозал» будет всегда, потому что этот проект – канонический! – поделился Арсений. – Сейчас я работаю над саундтреком к фильму «Батыр». Его премьера состоится 27 августа в Казани на праздновании Дня российского кино. Будет красиво: зрители, большой экран и я за фортепиано!»
Кстати, каждые две недели молодой человек устраивает домашние концерты.
«На мои вечера обычно приходят 10-20 человек: поэты, художники, композиторы… Мы общаемся, говорим о жизни и об искусстве… Там особая атмосфера, которую не испытаешь ни на одном поп-концерте!»
Не меньше Арсения верит в свою звезду Руслан Ивакин, или Гурудэ, как он себя называет. Молодой человек занимается этнической музыкой и практикует горловое пение. Собственно говоря, он не поет — он шаманит!
«Я знаю, что меня не все понимают, но тем ценнее тот момент, когда люди вдруг проникаются твоим творчеством и начинают наполняться светом, – рассказал он Daily Storm. – Так было на моем недавнем концерте «Этническая Россия. Сибирь» в Берлине. Первые две песни люди слушали напряженно, было видно, как им тяжело впускать в себя энергетические вибрации. А потом вдруг им стало легко и радостно».
По словам Руслана, пробивать свою дорогу на фоне засилья поп-музыки сложно. Людей зомбируют примитивным искусством, и нужны нешуточные усилия, чтобы заставить их послушать что-то другое. Но он старается, причем не только ради себя, а ради близких и шаманов со своей родины, которые очень за него переживают.
«Я жил в степной деревне Краснополье в Хакасии, – рассказал молодой человек. – Мой дом находился возле горы Ызых, где огромная концентрация духов. Там же общался с шаманами, перенимал их опыт, изучал их культуру. Кстати, моя сценическая фамилия Гурудэ имеет свою историю. Ее носила моя бабушка. В переводе с санскрита это означает «мастер света».
В репертуаре Руслана есть как народные песни в авторской обработке, так и собственные — в стилях world music и этно-рок. Кроме того, он очень любит электронику. Не отрицает артист и современные телешоу: он был участником многих телепроектов, в том числе «Голос» на Первом канале. И это – лишь начало его пути.
Можно долго говорить о том, что такое искусство, как у Арсения и Руслана, — слишком сложное и элитарное. Но тем не менее люди приходят на их концерты, и с каждым годом их становится все больше. И кто знает, может быть, когда-нибудь ребята будут собирать не только залы, но и целые стадионы, а слово «тапер» не будет вызывать судорожных попыток вспомнить, что это такое.