Режиссер фильма «Собибор» Константин Хабенский, пытаясь защитить своих зрителей от обвинений в примитивном мышлении, поднял важный вопрос: какая она на самом деле, современная публика? Может ли она понять замысел автора или приходит на концерты и премьеры лишь для того, чтобы похрустеть и поселфиться? «Шторм» поговорил с артистами и выяснил, что некоторые из них действительно презирают своих зрителей.
Скандал вокруг «Собибора» разгорелся на показе картины в Петербурге. Одна из журналисток рискнула спросить у автора, что будет, если на фильм придет неотесанная молодежь с попкорном и кока-колой.
Хабенский был настолько удивлен этой репликой, что встал из-за стола. «О чем вы волнуетесь? Вы что, считаете, что тупые люди рядом с вами живут?.. Мне просто кровно интересен ваш вопрос. Вы завязаны с попкорном или с чем? Почему вы думаете, что вы более чутки, чем поколение, которое пришло раньше вас или которое пришло позже?» — попытался выяснить он. «Что вас волнует?» — раз за разом повторял режиссер.
Спустя некоторое время в разговоре со «Штормом» Константин признался, что погорячился. Однако подчеркнул, что в подобной ситуации было бы сложно сдержаться любому.
«Да, действительно, тон был повышенный. И я за это прошу прощения у женщины, задавшей мне этот вопрос. Но количество подобных вопросов («Поймет ли молодежь этот фильм?», «Сможет ли она его прочувствовать?») любого нормального человека доведет до состояния кипения! — поделился актер со «Штормом». — Здесь не было никакого личного отношения к журналистке, просто произошла точка взрыва».
Хабенского можно понять. Он здорово вложился в свой фильм в эмоциональном плане, а тут кто ни попадя «изящно» подводит его к мысли, что все это может быть впустую. Хотя уже понятно, что простому зрителю картина, что называется, «зашла». Да и сама попытка заступиться за публику заслуживает похвалы. Откуда этот стереотип про поверхностное быдло, которое составляет большинство населения?
Продюсер Бари Алибасов тоже считает, что обвинять зрителей — последнее дело. Если в зале начинают шелестеть пакеты с едой, считает он, художники должны винить прежде всего себя. Значит, где-то недоиграли. Недогорели! Схалтурили!
«Знаете, я всей душой ненавижу таких артистов — а их сегодня большинство, — которые, возвращаясь со сцены, говорят: «Ой, сегодня такая дерьмовая публика! Такая холодная, такая смурная», — рассказал он «Шторму». — Да это не публика такая — ты тупой, потому что не можешь подобрать к ее сердцу нужный ключик! Зрители шли на тебя сознательно, платили тебе честно заработанные деньги — вот и делай свое дело, открывай им глаза на этот мир. Я всю жизнь учу ребят: кто бы ни сидел в зале — хоть секретарь обкома КПСС! — он должен вас полюбить. Так что Константин молодец: не дал своих в обиду!»
По мнению Алибасова, единственное, чего не хватило Хабенскому, — это капельки хладнокровия. Мол, мало ли кто какие вопросы задает: если так реагировать на каждого, не хватит никаких сил.
«Вот я, к примеру, отвечаю на все, о чем меня ни спроси, — смеется он. — Начиная от возвышенного, о любви или о космосе, заканчивая сексом. Каким бы безнравственным, каким бы интимным ни был интерес СМИ, для меня нет запретных тем. Да мы сами кого угодно смутим! Когда в девяностых мои «нанайцы» прыгали по сцене в цветастых трусах, даже журналисты стыдливо опускали глаза и не знали, что сказать. Константин, конечно, другой. Скорее всего, он вырос в слишком интеллигентной среде, поэтому и не может смириться с чужой глупостью».
Реакция Хабенского интересна еще и тем, что это не какой-нибудь малоизвестный творец, решивший попиариться, а один из самых известных российских актеров. Артисту нет нужды думать о хайпе, напротив — он может себе позволить браться за самые тяжелые темы, чем он и занимается.
«Молодец мужик, — пишут зрители. — Мало того что не боится поднимать серьезные вопросы, еще и своих не предает. В то время, пока макаревичи и серебряковы размышляют, какое быдло живет в нашей стране, он грудью встает на защиту россиян!»
Находятся, правда, и те, кто считают, что эмоции Хабенского вызваны пагубным влиянием весны, и вспоминают, что схожая вспышка уже наблюдалась во время общения Владимира Машкова с журналистом Владиславом Флярковским. Тогда вообще казалось, что интервью кончилось и начался спектакль.
«Актеры должны быть перегружены, они должны знать, как остановить кровь, сделать искусственное дыхание. Они должны знать ритуалы — церковные, армейские ритуалы. Они не знают, что такое «кругом». Это сложное техническое действие! Кругом!» — размышлял Машков, а Флярковский, подыгрывая, изумленно вскидывал брови.
«Что это было?!» — спрашивали пользователи социальных сетей, первый раз в жизни увидевшие эту передачу. «Ад, ад!» — писали популярные блогеры.
А вот певец Алексей Глызин в связи с высказыванием Хабенского вспоминает хрестоматийный эпизод из истории российского шоу-бизнеса — знаменитый скандал с ремейками и «розовой кофточкой».
«Только у Филиппа это свойство души — он сам ищет поводы, чтобы сорваться и таким образом привлечь к себе внимание. А Константин, скорее всего, просто устал, — предполагает певец. — Бывают такие моменты, когда нервы на пределе и психика не выдерживает идиотских вещей, которые происходят вокруг. Тут главное — держать себя в руках. Например, как делаю я... Если мне задают дурацкие вопросы, я отвечаю на них так же по-дурацки. Стаканами не бросаюсь, на людей не кидаюсь — возвращаю тем же!»
«Кстати, насчет того же Филиппа, — добавляет музыкант. — Однажды мы летели с ним в одном самолете. Он сидел впереди, я — за ним. И представляете, все полтора часа он молчал, а потом вдруг резко протягивает какую-то газету и говорит: «Вот! Смотри! Тут написано все, что ты про меня сказал!» Другой бы сразу показал, а он нет — сидел, обижался, готовился. Но мы же понимаем, что все преходящее. Дружески обнялись и поехали по своим делам. Мне кажется, Константину тоже нужно относиться ко всему с юмором».
А вот Алексей Панин придерживается другого мнения. Он считает, что не нужно водить хороводы вокруг публики!
«Вот вы мне позвонили, и я начал думать: а как бы я отреагировал на вопрос журналистки про зрителей с попкорном и кока-колой, — поделился он со «Штормом». — И знаете что: я бы с ней согласился! Хочу вас расстроить: мы живем в России, и люди здесь, мягко скажем, тупые. Он же верят в честные выборы? Верят. Во всю эту фигню, которую показывают по телевизору? Да, люди тупые! Они не просто тупые — они безнадежно больны!»
По словам Панина, Хабенский прекрасный человек и талантливый режиссер, а вот зрители — это проблема.
«Я просто уверен: большинство людей, которые придут на его картину, сядут и начнут жрать попкорн. Более того, они будут бросать на пол бумажные стаканчики и смеяться там, где не смешно. Что им до порыва Константина сделать что-то честное, доброе и правильное! Что им до его честности? Им нужно, чтобы звучало слово х** — ну, вы там смягчите, конечно, — надо, чтобы было много крови и поменьше глубины. Я бы очень хотел, чтобы их сознание изменилось, но сегодня оно именно такое».
Между тем, пока артисты размышляют, дойдет ли до зрителей замысел автора, фильм продолжает шагать по планете. «Собибор» уже показали в Варшаве и Братиславе, в штаб-квартире ООН и в Москве. Пожалуй, лучше всего о нем сказал один из зрителей: «Картина Хабенского не оставляет равнодушными ни тех, кто с попкорном, ни тех, кто без него». А нам остается лишь добавить: браво, Константин!