С 12 по 24 октября в Москве пройдет один из главных театральных фестивалей — «Территория». Билеты по 15 тысяч рублей разлетаются как горячие пирожки. Но чем черт не шутит, может быть, кто-то из менеджеров усадит вас на приставной стульчик. «Шторм» внимательно следит за серьезными культурными событиями, а не только за Ольгой Бузовой, Праздником карася в Вышнем Волочке, и потому отправился в Московский музей современного искусства (ММОМА) на пресс-конференцию устроителей.
В зале было не протолкнуться от знаменитостей: режиссер Филипп Григорьян, драматург Илья Кухаренко, издатель Ирина Прохорова. Не было разве что Чулпан Хаматовой, у которой сейчас съемки в другой стране. «Шторм» впервые увидел вблизи худрука Театра наций Евгения Миронова. «Как можно в 52 года выглядеть на 30?» — не мог взять в толк «Шторм». Сразу захотелось задать деятелю культуры наш традиционный вопрос: «Как Вы за собой ухаживаете?» Впрочем, Миронов, не дожидаясь окончания мероприятия, убежал к себе в театр репетировать «Гамлета».
«Территория» официально называется фестивалем современного искусства. Не как documenta или Венецианская биеннале, а просто в том смысле, что фестиваль, как и современный театр вообще — мультижанровый. Тут тебе и музыка, и танец, и перформансы, а главное — школа, образовательная программа, благодаря которой десятки ребят из регионов могут познакомиться с настоящим серьезным современным театром.
«Хочу передать слово директору Департамента культуры правительства Москвы Александру Кибовскому!» — сказал Миронов, «Руководителю!» — поправил чиновник. «Ну конечно, руководителю!» — обрадовался артист. Кибовский тем временем начал шутливо перечислять свои регалии. «Да, и министру правительства Москвы», — согласился Миронов.
Кибовский очень порадовался, что фестиваль проходит не только в Театре наций, но и в ММОМА, «замечательном нашем московском пространстве». Хорошо ведь, когда площадку под пресс-конференцию не надо искать в ресторанах и гостиницах. Он заверил, что Депкульт всегда поддерживал и будет поддерживать фестиваль, но вовсе не потому, что находится глубоко в повестке актуального театра. «Не могу себя назвать знатоком панк-макраме», — сказал чиновник, намекая на новый 12-дневный спектакль «Электротеатра». Депкульт дает деньги «Территории», потому что руководствуется строками Льва Озерова «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
«Я сейчас пытался вспомнить, кто мне помогал в жизни, и понял, что всего добивался сам, — признался Миронов. — Получается, я бездарность. Какой страшный вывод!»
Ирина Прохорова в свою очередь пожелала «Территории» расширяться. «Это единственный вид территориальной экспансии, который я поддерживаю», — заявила она.
Спонсоры-золотодобытчики рассказывали, что для них искусство — не образ жизни и не работа, как для большинства собравшихся, а приключение. А что вы хотите! Дух романтики и авантюризма: раньше люди ехали на Аляску мыть золото, теперь просто финансируют авангардное искусство.
В современном театре очень много танцев, музыки, игр, экспериментов, но все-таки есть и «драматические» спектакли. «Мне это близко. Я каждый раз бьюсь... спрашиваю, у нас будут драматические спектакли?» — сообщил Миронов и начал рассказывать о тех спектаклях «Территории», которые можно отнести к этому направлению. Вот, скажем, «Красное колесо» Талгата Баталова: пять человек сами написали пьесы по мотивам произведения Солженицына и сделали такой «театральный сериал».
В одной из серий, «Вагон системы Полонсо», Миронов играет Ленина. «Я ведь уже играл Ленина в кино. Подумал, чего добру пропадать, нахватался же», — объяснил актер.
По сюжету Ленин с Крупской и матерью едет на поезде из эмиграции в Россию. «Поезд идет так долго, что Ленин просыпается уже в Мавзолее и видит, что все хорошо, ничего не изменилось», —рассказал Миронов. «То есть он просыпается не в Зарядье», — уточнил Кибовский, как бы намекая, что за последние восемь лет Москва изменилась очень здорово.
Тут все рассмеялись, а Миронов ответил: «Нет, не в Зарядье. Не надо нас. А то как открыли фестиваль, так и закроем».
Короче говоря, фестиваль — огромный. Танцы с голыми людьми, танцы без голых людей, танцы со зрителями, 12-часовые мистерии, 12-дневные мистерии, лекции о том, как смотреть 12-дневные мистерии, спектакли о Егоре Летове, спектакли о мужчинах, женщинах и гермафродитах, спектакли о ничто, спектакли о Ленине, междисциплинарность, перформансы, инсталляции, физический театр, виртуальная реальность и новые технологии. Любой нормальный москвич, который держит руку на пульсе времени, обязательно посещает хотя бы пару-тройку мероприятий «Территории».