В сознании большинства людей Виктор Цой – это человек-миф. Загадочный, весь в черном, он пришел словно из ниоткуда и исчез в никуда. После гибели лидера «Кино» поклонники объявили, что он не умер, а «просто вышел покурить», и свято в это верили. На днях Цой «вернулся»: 26 августа в Москве показали фильм «Асса» в формате sing-along. Это когда вы видите героев не только на экране, но и прямо перед собой, и можете им подыграть.
Символично, что показ культового фильма восьмидесятых прошел именно в парке Горького, где когда-то снимали финальную сцену картины. Ту самую, в которой на вопрос «А где вы живете?» друг Цоя отвечает «Он поэт, он на белом свете живет», а потом оба встают и уходят под грохочущую песню «Перемен».
На часах начало десятого. Зрители разбирают пуфики и прячут головы в капюшоны: на улице холодно и мокро. Однако спустя еще пять минут о непогоде забываешь напрочь: перед меломанами возникает зимняя Ялта и начинают оживать герои «Ассы». Широкие пиджаки, вареные джинсы, длинные волосы – у них все как надо, все, как в 80-х.
Перед началом спектакля режиссер постановки, преподаватель школы-студии МХАТ Юрий Квятковский предупредил: участником действия может стать любой желающий. Разрешается все: выбегать на сцену, танцевать, петь, забрасывать героев снегом из ваты – за неимением настоящего. Кроме того, каждому выдали конверт с конфетти и деревянными очками. Актеры были тоже из зрителей. Например, именно так выбрали желающих сыграть Альберта и Зою.
«Сцена простая: вы просто выходите, садитесь за стол и… пьете шампанское. Ну что, все уже пожалели, что не согласились?» – пошутил Квятковский.
По словам режиссера, фильм формата sing-along рассчитан как на людей, которым не надо объяснять, что такое «Асса», так и на тех, кто «родился после совка».
«При этом действие построено так, словно герои фильма только что сошли с экрана», – уточнил он.
Идея оказалась удачной: зрители массово покидали свои места и присоединялись к спектаклю. Мальчик Бананан с успехом клеил задумчивую медсестру Алику и троллил ее «папика» Крымского, негр Витя представлял публике нового исполнителя с загадочной восточной внешностью, а публика танцевала «самые крутые медляки», хором пела хиты советской сцены и подсвечивала лица актеров огоньками телефонов.
Зажигалки – непременные атрибуты любого рок-концерта 80-х – оказались не у всех.
«Я не люблю театр, но очень люблю группу «Кино», поэтому и пришел, – поделился с Daily Storm зритель Максим Казаков. – Ну что сказать — круто! Такое ощущение, что побывал в СССР».
Правда, нашлись и те, кому не понравилось. Причина оказалась предсказуемой.
«Не-е, трезвому тут неинтересно, – коротко сообщил нам зритель по имени Алексей Харин. – Вот если бы всем раздавали стаканчики с портвейном!»
Кстати, этим летом наблюдается настоящий бум событий, связанных с рокерами восьмидесятых. О том же Цое снимается сразу два фильма. Один – Алексеем Учителем, другой – Кириллом Серебренниковым. Причем со вторым недавно возникла крайне неприятная ситуация: некий режиссер Ганин утверждал, что лидер группы «Кино» представлен в картине гомосексуалистом. Как оказалось, это всего лишь вымысел.
«Виктор был стопроцентно совершенно традиционной ориентации, – прокомментировал Daily Storm Борис Гребенщиков. – Попытка сделать его другим – чушь, явно рассчитанная на провокацию скандала».
Показ фильма «Асса» прошел в рамках акции «Ночь кино». 26 и 27 августа в кинозалах и под открытым небом продемонстрировали работы как знаменитых режиссеров, так и тех, кто еще только делает первые шаги в кинематографе.
Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев