Список самых популярных мистических мест Москвы рискует пополниться еще одним названием: в старинной усадьбе поручика Поливанова в Денежном переулке теперь можно попробовать выйти на контакт с душой невинно убиенной горничной, которую, по легенде, когда-то замуровали в стене за кражу фамильного кольца. А возможно это благодаря иммерсивному спектаклю «Дом 19|07. Начало», который рассказывает о жизни дворянского рода в XIX-XX веках. Как отзываются зрители, постановка леденит кровь и пробирает до мурашек, но уйти с нее невозможно: вдруг за твоим плечом возникнет та самая Белая Дама...
Вообще, для исторической достоверности, стоит сказать, что история с горничной произошла не в Москве, а во Владимирской губернии, где у Поливановых тоже были свои владения, однако, по легенде, призрак никогда не ограничивался стенами одного дома и периодически появлялся то здесь, то там. Вокруг него и закручивается все повествование.
Старинный рояль, как бы случайно раскрытые на бетховенской «К Элизе» ноты, выписка из метрической книги 1901 года, растаявшие свечи... Гуляя по бесконечным комнатам особняка, в которых можно потеряться, чувствуешь себя свидетелем того времени. Это же предлагается и зрителям, которых разбивают на несколько групп и позволяют свободно перемещаться по всему зданию, чтобы стать частью действия.
«По сути, люди смотрят три разных спектакля, три разные истории, которые то сплетаются, то расплетаются, — рассказывает режиссер постановки Артем Каграманян. — И истории эти — трагические. Одна — о беззаветной слепой любви. Другая — о человеческой алчности, за которой следует наказание. Третья — о мести». «И какая из них должна закончиться хорошо?!» — риторически спрашивает он.
По словам Артема, главная сложность постановки заключалась в том, чтобы заставить актеров играть не как в театре, а как в кино, ведь они находятся от зрителей в какой-то паре шагов и любая эмоция способна смыть их своей энергетикой. Это на сцене можно соврать — ну повернулся, ну сел, красиво взмахнул рукой, замолчал... Здесь этого уже не сделаешь. А еще... было важно их не напугать!
«Например, у нас есть сцена, где насилуют женщину, и практически все зрительницы выходят после нее с безумными глазами, — вспоминает режиссер. — Я спрашиваю их: «Вам не понравилось?» Они: «Нет-нет, это просто ужасно. На это невозможно смотреть!» «Зачем же вы это смотрите?» — говорю я. «Потому что это очень хорошо!»
Кстати, спектакль «Дом 19|07. Начало» — по сути, приквел постановки, которая была представлена зрителям в декабре 2017 года. Этакая предыстория, которая произошла в семействе все тех же Поливановых более сотни лет назад и теперь раскрывает все его тайны. Как рассказывает сценарист Борис Комаров, ему было интересно порассуждать на тему, что было «до» и как это повлияло на жизнь дворянского рода в будущем, а чтобы материал выглядел максимально достоверно, пришлось изучить не только историю, но и стилистику языка тех времен.
«Покамест», «ежели», «сызнова», — с улыбкой перечисляет он слова из тогдашнего лексикона. — Режиссер даже шутит: «Да-а, Борис, небось, писал — Тургеневым себя чувствовал!»
Между тем этого спектакля могло и не быть, если бы не Региональный общественный фонд социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия и его президент Наталья Залюбовская. Это она когда-то решила, что в этом особняке — памятнике деревянного ампира, который в начале 2000-х был объектом долгого имущественного спора между столичными и федеральными властями, а позже оказался передан в ведение Министерства культуры и сдан в аренду ее организации на 45 лет — должен появиться не очередной офис, а именно театр.
«После войны 1812 года тут был лишь обгорелый участок, — рассказывает художественный руководитель проекта «Дом 19|07. Начало» Сергей Сорокин, — где Поливанов построил свой особняк. Известно, что в разное время здание арендовали и поручица Агафья Кроткова, и Степан Жихарев — тот самый создатель литературного кружка «Арзамас», членом которого был Александр Пушкин. Так что поэт, возможно, здесь тоже бывал. После революции здесь располагались коммуналки, позже — библиотека, в годы Великой Отечественной — школа связистов... А в 2000-х, после очередного пожара, возник вопрос: не снести ли эту усадьбу? Не построить ли здесь бизнес-центр? Сейчас на этом месте мог бы быть ресторан или некий закрытый клуб, но фонд смог выиграть все суды и принял решение создать здесь творческую площадку».
«Ничего из этой мебели не было, — говорит Сергей, прогуливаясь с нами по бесконечным коридорам показывая старинные столы и шкафы, — Были только стены. Все эти вещи мы искали на сайтах вроде Avito и на блошиных рынках, а что-то, за невозможностью найти, изготовлялось на заказ. Чтобы воссоздать атмосферу того времени, мы приходили сюда по вечерам и представляли, что здесь когда-то могло происходить...»
«Сергей, а вот все говорят про призрак девушки. Вы сами-то когда-нибудь его видели?» — спрашиваем мы.
«Видел! Как-то раз ночью мы проводили здесь видеосъемку. Смотрим один из отснятых кадров, а там — портрет нашей актрисы и... полускелет. А иногда у нас совершенно невероятным образом пропадают вещи. Только лежали — и вдруг их уже нет. В таких случаях мы обычно сначала ходим, ищем, а потом говорим: «Белая Дама! Верни нам их. Мы тебя любим, мы твои друзья!» И вещи находятся: вдруг оказывается, что они лежали на самом видном месте, где мы проверяли несколько раз».
«Но, знаете, это добрый дух! — добавляет режиссер. — Дух, который нам помогает!»
Кстати, из-за того что в спектакле слишком много мистики (он начинается с настоящего спиритического сеанса) и экспериментов со светом и звуком, его не рекомендуют посещать людям с тонкой психикой и беременным женщинам. Впрочем, даже если у вас очень крепкая нервная система, без мурашек все равно не обойдется. «Приходишь сюда — и кровь стынет, — отзываются зрители. — Того и гляди в каком-нибудь темном углу за твоей спиной вдруг появится та самая Белая Дама и поманит тебя рукой».