Народный художник России Андрей Ковальчук рассказал, как создавался памятник Кириллу Стремоусову, который недавно открыли на Центральном кладбище Симферополя. Ведь это не только тяжелый труд, но и ответственность. Кирилл работал в администрации Херсонской области. На момент гибели ему было всего 45. У него остались жена и дети.
Задумчивый взгляд, упрямая челка и сжатая в кулак рука. Все, кто видел эту скульптуру, говорят, что схожесть поражает. Кирилл был таким же — открытым, честным, надежным.
А что об этом говорит автор скульптуры, на счету которого и памятник «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну», и памятник героям Первой мировой на Поклонной горе в Москве?
«Понимаете, в чем дело... Меня всегда интересовали яркие люди! — рассказывает Андрей Николаевич. — Это и представители культуры, и государственные деятели — например, Петр I или Николай II. И писатели, и композиторы.
Были такие люди и в нашей современной истории. К сожалению, я не знал Кирилла лично — я видел его только по телевизору. Но когда ко мне обратились с просьбой о создании скульптуры, я подумал, что обязательно должен это сделать.
Ну и сам образ человека! Такого решительного... Который всегда готов быть на острие. Быть в борьбе, ринуться вперед — конечно, он был мне очень симпатичен.
Если вы видели мою работу, то заметили, как я выразил его сдержанность. Но напряжение все-таки чувствуется. И в сжатой руке, и в легком наклоне вперед».
— А чья это была просьба?
— Ко мне обратился руководитель ЛДПР Леонид Эдуардович Слуцкий. Он знаком с моими работами — я делал мемориальный памятник на Новодевичьем кладбище на могилу Владимира Вольфовича Жириновского.
И я сказал, что попробую. К тому же эта идея очень понравилась жене Кирилла Оксане.
— Вы с ней общались?
— Конечно! И надо сказать, что Оксана большая умница. Она очень достойно держится. Потому что у нее шестеро детей, причем младшая девочка родилась уже после гибели Кирилла. И это налагает на нее ответственность.
Она не может раскисать. Не может позволить себе быть в панике. Она собранная, деловая, общительная. Поэтому подробно отвечала на мои вопросы, показывала фотографии и делилась своими пожеланиями.
Оказалось, что Кирилл всегда был рисковым. Например, мог сесть на мотоцикл и пересечь всю Центральную и Южную Америку. Вот такой экстремальный боевой мужчина!
Я надеюсь, мне удалось это передать. Хотя, когда он был моложе, у него были длинные волосы, а здесь он уже со стрижкой.
— Кстати, про детали. Почему вы решили, что герой вашей композиции будет во френче?
— Я бы не сказал, что это настоящий френч. Это... ну какая-то полувоенная одежда. Футболка, кроссовки. Так сейчас многие ходят.
Просто там накладные карманы. Погончики!
Ничего сверхоригинального тут нет. Это обычная повседневная вещь, которую удобно носить в такое непростое время.
— Но как же красиво это сочетается с памятной надписью! «Не важно, сколько дней в твоей жизни. Важнее, сколько жизни в каждом твоем дне».
— Да. Эти слова придумала Оксана. И в них — все. Кирилл словно торопился жить, и каждый его день был наполнен смыслом.