В Мининстерстве промышленности и торговли поддержали идею развития программы фудшеринга, в рамках которой продукты с истекающим сроком годности будут передавать нуждающимся. В разговоре с Daily Storm Дмитрий Потапенко — экономист и управляющий партнер компании Management Development Group Inc. — назвал три причины, почему инициатива, о которой говорят уже столько лет, так и не воплощена в жизнь.
«Это прекрасное предложение, а главное, своевременное. Есть только маленькое «но». А вы у налоговой службы-то спросили на эту тему? Вот у вас товар с истекающим сроком хранения. Он вдруг ни с того ни с сего исчезает. Вот есть поставщик, который должен был получить за это деньги, ретейлер должен был получить за это деньги, логист перевез этот товар. Каким образом из всех этих учетов этот товар исчезнет? И главное, так себе и представляю, как налоговики так и говорят: «Ну померла так померла!» и радостно расходятся», — объясняет Дмитрий Потапенко.
По его опыту, представителям торговых сетей выгоднее списать товары и утилизировать их, чем передать продукцию на благотворительность.
«В Российской Федерации благотворительность облагается налогами и невыгодна абсолютно. Так что сейчас проще утилизировать, потому что в благотворительности ты несешь всю полноту ответственности, а результата мало. <...> Доходы всей товаропроводящей цепочки упадут. Все кольцо потеряет деньги, потому что мало того, что с этого уже какие-то налоги или акцизы уже оплачены или будут платиться», — уверен экономист.
Кроме того, в случае если товар с истекающим сроком годности окажется непригоден для употребления, продолжает эксперт, ответственность может лечь непосредственно на продавца.
«Не дай бог, кто-то склеит ласты. Кто будет нести ответственность за сие отравление пищевое? Пока это сейчас вывозится на помойки и из помойки люди жрут, извините за грубость, ответственности за это не несет ретейлер. Когда он кому-то передаст, тогда либо этот кто-то понесет ответственность за пищевые отравления и смерти соответствующие, либо сам ретейлер. Одно отравление — и вы потом, наши любимые СМИ, расскажете, как «Пятерочка» какая-нибудь или «Магнит» травит», — считает он.
Ранее в Минпромторге выступили с поддержкой развития программы фудшеринга. Министерство оценило состояние рынка и сочло, что если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около миллиона тонн продовольствия в год. При этом в ведомстве допускают, что должно пройти обсуждение с ФНС о возможности отменить НДС для компаний на этот вид операций.
Разговор о развитии фудшеринга в России в государственных структурах заводят не впервые. Так, в 2019 году об этом заговорил депутат Госдумы Сергей Вострецов. Он предлагал раздавать продукты накануне истечения их срока годности.
«Во всем мире просроченные продукты раздают людям просто так. Огромное количество небогатых граждан стоят в очередях за ними. Нам надо эту практику вводить и у нас. Например, хотя бы за сутки до конца срока годности проводить аналогичные акции. Если ты продукт сегодня вечером приготовил, то есть его можно будет еще два-три дня», — заявил парламентарий.
В 2021 году депутаты из Госдумы разработали целый законопроект. Он должен был предоставить бизнесу «равный выбор между утилизацией товаров и передачей их нуждающимся». В этом случае бизнес должен был получить налоговые льготы. Но инициативу не поддержал Минфин, в ведомстве опасались, что бизнес будет уходить от уплаты налогов.