Продолжающийся конфликт на Украине несет в себе риски непреднамеренной эскалации между Россией и НАТО. К такому выводу пришли эксперты американского аналитического центра RAND. Они представили три варианта развития событий.
Согласно одному из сценариев, Россия может ошибочно решить, что НАТО собирается напрямую вмешаться в конфликт на Украине. Руководство РФ может прийти к такому выводу из-за роста численности сил альянса на границе и дискуссии о возможном вступлении Киева в блок. Ответом Кремля может быть требование о прекращении огня на Украине или упреждающий удар по объектам НАТО, чтобы ослабить альянс либо предотвратить ввод западных сил в зону СВО. Реакция блока может быть сдержанной, но он может дать и военный ответ на действия Москвы, говорится в докладе RAND.
В еще одном случае на Украине в результате российского удара погибают чиновники НАТО. Пострадавшая страна — член альянса может не поверить объяснениям Москвы о непреднамеренной атаке и надавить на союзников с требованием дать коллективный ответ РФ. Россия в этом сценарии может подождать реакцию НАТО либо нанести упреждающий удар по территории альянса. Это может привести к прямому конфликту между Россией и НАТО.
Третий сценарий предполагает, что американские военные могут погибнуть в результате маневров российских сил рядом с самолетом-разведчиком США. В этом случае США столкнутся с необходимостью ответить, возможно, ударив по российской военной авиации или базам. Москва в свою очередь может рассматривать такой шаг Вашингтона как еще больше усиливающий эскалацию, что побудит ее задуматься об ответных ударах, считают аналитики RAND.
Ранее на этой неделе зампред Совбеза Дмитрий Медведев заявил, что России оставляют все меньше выбора, втягивая ее в прямой конфликт с НАТО. Он назвал три повода для войны: недавний прием в парламенте Канады ветерана дивизии СС «Галичина» Ярослава Хунки во время визита в страну президента Украины Владимира Зеленского, поставка Киеву первой партии американских танков Abrams и планы США дать Украине тактические ракеты ATACMS. Медведев выразил уверенность в победе, сравнив ее с результатами Второй мировой войны.