Российский журналист Аркадий Бабченко рассказал на пресс-конференции, как сотрудники СБУ инсценировали его гибель от пуль киллера. По его словам, он сначала вовсе не хотел участвовать в спецоперации, но затем согласился. Его супруга, как выяснилось, все же знала о готовящемся «убийстве». Для того чтобы «гибель» выглядела убедительно, сотрудники СБУ использовали настоящую кровь. Отвечая журналистам, Бабченко не раз подчеркнул, что вопросы о целях операции нужно задавать не ему, поскольку он слушал указания сотрудников СБУ и «свою работу выполнил». Журналист отметил, что не располагает доказательствами ни того, что спецоперация действительно спасла ему жизнь, ни того, что это провокация.
«Мне хотелось сказать «нет», когда предложили участие в операции. Хотелось собрать шмотки и исчезнуть где-то на Северном полюсе. Но это было невозможно, поэтому пришлось работать», — сказал Бабченко в интервью корреспонденту Би-би-си в Киеве Джону Фишеру.
По словам Бабченко, сама ситуация, когда он узнал, что его заказали, стала самой лучшей мотивацией для того, чтобы предпринять конкретные меры к спасению: «Речь не шла о фейке, речь шла о спецоперации. Подготовка шла долго, месяц. Когда решили, что делаем в этот день, пришел гример. Мы тренировались падать. Меня загримировали. Кровь была натуральная. Все было по-настоящему».
Российский журналист также сказал, что его супруга знала о проводившейся операции и незадолго до инсценировки покушения уехала из Украины в Россию, но вернулась в Киев 28 мая. «Жена, конечно, знала, потому что все делалось в нашем доме, на ее глазах… Но я очень прошу не втягивать ее в это дело. Я устал бояться за себя и не хочу бояться за свою семью». Накануне, 30 мая, на брифинге в СБУ Бабченко заявил, что его супруга не знала о спецоперации, и попросил у нее прощения.
Изначально обратиться в СБУ с просьбой о защите Бабченко предложили его знакомые, которые утверждали, что «были с этими людьми [сотрудниками СБУ] на войне». Бабченко сказали, что его хотят убить «для шумихи, как мелкую сошку». Сам журналист считает, что, поскольку он не занимается бизнесом, не пишет расследования, можно сделать вывод, что ему угрожала опасность из-за его активности в соцсетях.
Украинские правоохранители заявляют, что заранее установили имя заказчика убийства Бабченко – им оказался директор украинско-немецкого предприятия по изготовлению оружия «Шмайсер» Борис Герман. На вопрос, зачем вообще понадобилась спецоперация, когда киллера и заказчика преступления можно было задержать заранее, Бабченко не смог дать исчерпывающий ответ. «Не знаю, не ко мне вопрос, не я ее [спецоперацию] разрабатывал... Может быть, они [сотрудники СБУ] хотели сделать так, чтобы не было проколов, была стопроцентная доказательная база», — сказал Бабченко.
Вопрос о том, что стало результатом спецоперации, Бабченко также переадресовал СБУ. «Достигнуто было то, что преступление удалось предотвратить, и при этом собрана вся доказательная база… Захотелось, чтобы эти люди были взяты и были доказательства. Я свою часть работы выполнил... дальше уже не ко мне вопросы», — пояснил он. Затем он добавил, что у него нет доказательств и того, что история с заказом на его убийство не является частью большой провокации украинских спецслужб.
31 мая Шевченковский районный суд Киева ходатайствовал о заключении под стражу Бориса Германа — предпринимателя из Киева, который осуществляет поставки ряда товаров Министерству обороны Украины. Он также был помощником-консультантом народных депутатов Украины V созыва Михаила Гончарова и VI созыва Игоря Плохого, писали в соцсетях.
Полиция Украины сообщила, что в Киеве 29 мая застрелен журналист Аркадий Бабченко. Уже на следующий день живого Бабченко показали на брифинге СБУ. Силовики объявили, что провели спецоперацию по инсценировке покушения, чтобы предотвратить убийство россиянина, подготовленное Москвой.