В редакцию газеты «Черновик» в Махачкале пришли с обысками вооруженные правоохранители. Об этом Daily Storm сообщили в издании. В обысках участвуют следователи Надир Телевов и Шамиль Валимагомедов, расследующие дело журналиста «Черновика» Абдулмумина Гаджиева, подозреваемого в содействии терроризму и взятого под стражу в июне. Учредитель газеты Магди Камалов рассказал, что правоохранители требуют у его коллег открыть кабинеты руководства редакции, при этом силовики не показали никаких документов, разрешающих проводить обыски.
«Как я понял, это следственная группа по задержанию Абдулмумина Гаджиева. Что им мешало в течение трех с половиной месяцев направить нам письменное предписание? Мы бы по этому предписанию выдали им необходимые документы или информацию, — заявил Daily Storm Камалов. — Предписания не выдали никакого, а документ с указанием причины обыска ведь должен быть на руках».
Учредитель газеты и ее главный редактор сейчас находятся в командировке в Перми. По словам главреда «Черновика» Маирбека Агаева, расследование дела Абдулмумина Гаджиева, задержанного три с половиной месяца назад, затормозилось. «Расследование находится практически в той же стадии, что и в день его [Гаджиева] задержания. Ничего конкретного со стороны следствия мы не увидели, каких-то следственных мероприятий тоже не было. Он просидел три с половиной месяца, [за это время] адвокаты не увидели ничего, что указывало бы на его причастность к этим преступлениям», — подчеркнул Агаев.
Позднее Telegram-канал «Черновика» сообщил, что один из правоохранителей угрожал главреду газеты «Новое дело» Гаджимураду Сагитову сломать телефон, если он будет вести съемку.
18 июня журналиста «Черновика» Абдулмумина Гаджиева заключили под стражу по подозрению в содействии терроризму. «Все обстоятельства говорили о том, что нельзя арестовывать, но было принято такое решение. Скорее всего, это связано с тяжестью статьи [организация и содействие террористической деятельности], вряд ли кого-то по обвинению в финансировании терроризма отпускали под домашний арест», — говорил Daily Storm главред «Черновика» Агаев.
Кроме Гаджиева по делу о финансировании терроризма проходят еще двое. Один из них, предприниматель Кемаль Тамбиев, уроженец Карачаево-Черкесии, жил и работал в Москве. 14 июня сотрудники полиции провели обыск у него дома и отправили его на самолете в Махачкалу, где началось заседание суда. В вину ему вменили сотрудничество с исламским фондом «Справедливость», у которого в феврале 2018 года сотрудники ФСБ провели обыск в связи с обвинением в сотрудничестве с террористами. Другой подозреваемый Абубакар Ризванов ранее был осужден по статье о незаконном приобретении, хранении и изготовлении наркотиков. До 2014 года Ризванов сотрудничал с фондом «Ансар», связанным с исламским проповедником Исраилом Ахмеднабиевым.
В 2009 году в газете «Черновик» вышло интервью с Исраилом Ахмеднабиевым, информация об этом есть в статье об исламском проповеднике на «Википедии». Интервью с Ахмеднабиевым с таким же названием «Ислам — это не похороны и нашиды [песнопения]» за авторством Абдулмамина Гаджиева, вышедшее также в 2009 году, удалось обнаружить на сайте «Ансар».
В феврале в Астраханской области задержали женщину, которая была одним из организаторов подпольной ячейки ИГ*. По данным спецслужб, в закрытых чатах в Telegram она размещала реквизиты запрещенного в России фонда «Мухаджирун» Исраила Ахмеднабиева. В ходе обыска сотрудники спецслужб обнаружили экстремистскую литературу, а также платежные карты и мобильные телефоны с приложениями для удаленного управления банковскими счетами, с которых деньги поступали террористам. По данным спецслужб, женщина собрала на счета боевиков в общей сумме более миллиона рублей.
*«Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической и запрещена в России.