Школьные и университетские оценки практически не показывают эффективность человека на работе и при развитии карьеры, заявил глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, куда большее значение имеют «мягкие» навыки, которые действующая модель образования не прививает: умение работать в команде, критическое мышление и анализ, а также эмоциональное понимание себя и других. Бизнесмен подчеркнул, что весь мир ищет новую модель обучения, которая поможет школьникам найти свое место в мире, но пока никто не достиг успеха.
«Через десять лет карьеру делают, как правило, не отличники, а в основном троечники и те, кто не демонстрировал выдающихся способностей в период обучения. Выяснилось, что так называемые мягкие навыки — их развитость значительно более важна для карьеры человека, для его жизненного успеха и — главное — для ощущения счастья», — сказал Греф в интервью ТАСС.
Глава Сбербанка поделил «мягкие» навыки на три группы — социальные, мыслительные и эмоциональные. В первую группу он включил умение коммуницировать в обществе, работать в команде, участвовать в дискуссиях и доносить свою точку зрения. «Все, что создает нам способность к взаимодействию в команде, успех в общении», — уточнил он.
К мыслительным, или когнитивным способностям, Греф отнес умение анализировать данные, мыслить креативно, критически оценивать ситуацию и принимать решения. «Как демонстрируют измерители, дети в младших классах начинают обучение с показателем креативности близким к десяти по десятибалльной шкале, а заканчивают, к сожалению, в районе троечки. Стандартные методики обучения делают его конформистом. <...> Мы не учим детей этому. И студентов тоже», — посетовал он.
Последней важной группой «мягких» навыков бизнесмен назвал умение управлять собой и своими эмоциями, понимать себя, а также других людей. Это необходимо для успешного общения, уверен Греф.
Действующая сейчас модель образования не учит школьников действовать в современном быстро меняющемся мире, отметил глава Сбербанка. «Модель в свое время выработана [в начале XIX века Вильгельмом] фон Гумбольдтом и везде реализована. Учеников посадили в затылок, учитель дает им материал и потом проверяет. Мы стандартными средствами тренируем в детях умение давать стандартный ответ на стандартные вопросы и тестируем на выходе», — подчеркнул он.
По мнению Грефа, весь мир ищет более современную и востребованную модель образования, которая позволит учащимся реализовать себя более полно. «Есть более эффективные модели, как правило, они сформированы в небольших странах — Сингапур, Финляндия, Новая Зеландия… Все крупные государства сталкиваются с существенными проблемами в образовании», — уточнил бизнесмен.
На примере проекта «Хорошкола», Греф объяснил, как он видит будущее образования: «Знания не выветрятся лишь в случае, если превратились в навыки. Итак, навыковое образование. Плюс индивидуальная траектория. Каждый ребенок уникален. Обучать всех с одинаковым темпом совершенно нерационально. Это не даст результатов». Глава Сбербанка добавил, что в идеале каждый ребенок должен получать собственную программу обучения, но на текущем этапе развития общества это невозможно.
Ранее Греф «поставил двойку» высшему образованию в России. По его мнению, проблема заключается в том, что вузы в России в 1990-е годы претерпели немало трудностей и уже в новом веке не смогли адаптироваться к изменениям, которые произошли в мире. Он отметил, что школьное образование в России на мировом фоне оценивает несколько лучше, поскольку оно испытывает проблемы, связанные с быстрым изменением мира в XXI веке и поэтому общие для всех стран.