В российских школах пройдет единый урок безопасности в интернете, на котором учащимся расскажут, как защитить себя от интернет-мошенников и как противостоять кибербуллингу и троллингу. Избежать таких явлений невозможно, считают специалисты. Врач психиатр-психотерапевт Александр Федорович рассказал «Шторму», как правильно защищаться от травли, угроз и оскорблений в интернете и в реальной жизни.
«Избежать этой проблемы невозможно — она была, есть и будет всегда. От травли и оскорблений спрятаться нельзя — ни взрослому, ни ребенку. Куда сбежать из семьи, школы, спортивной секции? Никуда. Значит, нужно придумывать способы взаимодействовать с проблемой, проявлять силу», — сказал Федорович.
Эксперт считает, что ситуация с оскорблениями и травлей в интернете должна освещаться шире. Он объяснил, что далеко не каждый ребенок подвергается буллингу. Негативные последствия травли — закрепление формы поведения жертвы — станет проблемой для уже взрослого человека. «Это разрушит качество жизни. Ребенок может болеть, у него разовьются психосоматические расстройства... потому что он ничего не может сказать и сделать. Если ребенок не научится взаимодействию — он не научит и своих детей — у ситуации будет форма наследования», — считает Федорович.
Для того чтобы научить противостоять буллингу, нужно разобрать с ребенком ситуацию, объяснить ему, что он должен уметь постоять за себя. Если проблема в травле в Сети — можно помочь в написании достойных ответов на оскорбления, пояснил психотерапевт.
Если ребенку трудно противостоять травле, причина может скрываться в особенностях общения в семье. «Проблемы возникают в семье, где не принято обсуждать тонкие интимные вопросы взаимодействия ребенка с окружающими. Как правило, это происходит потому, что родители были подвержены или подвергаются чему-то похожему. Например, у отца спрашивают: «Как быть?», а он отвечает: «Да никак. Вот, на меня начальник или сосед нападает — а я на него не обращаю внимания», — рассказал эксперт.
Нужно наладить внутрисемейную коммуникацию — ребенок должен чувствовать себя защищенным хотя бы дома. «Если этого не происходит, и ему говорят: «да, ладно, забей, брось» или прочее, то он испытывает чувство отвержения. Ему не помогают, его бросили, он не знает, что делать, и начинает искать поддержки на стороне. Тогда он становится открытым и доступным для вербовки в любую систему — и в соцсети, и в реальности», — объяснил Федорович.
Необходима также помощь третьих лиц. Если буллинг происходит в группе в соцсети — необходимо обратиться к модератору группы, а если в реальной группе — к педагогу, психологу или соцработникам. «Если ситуация сложная и помощь третьих лиц не помогает, можно определить грань, за которой правильнее будет уйти от ситуации, чтобы не позволить ребенку разрушиться психологически. Можно выходить на контакт с людьми, которые причиняют вред ребенку. Главное — нужно использовать любые варианты для формирования у ребенка четкого ощущения, что он защищен», — заключил эксперт.
Единый урок безопасности в интернете проходит с 2014 года. Как рассказала член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, в прошлом году участниками урока стали 12,4 миллиона школьников. Детей уже учили, как нужно защищать свои персональные данные, анализировать достоверность информации в Сети и безопасно совершать покупки в интернет-магазинах.
Согласно исследованиям Microsoft 2012 года, 49% российских школьников подвергались травле в Сети, 71% — в реальной жизни. При этом средний показатель онлайн-буллинга в мире ниже, чем в нашей стране — 37%.