Россия не одобряет заявление фельдмаршала, командующего Ливийского национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара о переходе к нему единоличной власти в Ливии и о его выходе из Схиратского соглашения 2015 года, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Российский дипломат также отметил, что у Москвы нет рычагов воздействия на ливийского офицера, а слова Хафтара не помогают найти компромисс и урегулировать ситуацию в республике.
«Мы не одобряли недавнее заявление господина Сарраджа [главы правительства нацсогласия Ливии], который отказывался разговаривать с маршалом Хафтаром, и мы не одобряем заявление о том, что теперь маршал Хафтар будет единолично решать, как жить ливийскому народу», — сообщил Лавров.
«Ни то, ни другое не помогает найти устойчивый компромисс, без которого невозможно выйти из этой ситуации», — добавил он.
Российский дипломат подчеркнул, что Москва всегда настаивала на том, что враждующие в арабской республике стороны должны сами договориться об условиях решения проблем их государства. Те документы, которые были подписаны без их участия, оказались «нежизнеспособными», отметил он.
Кроме того, Лавров подчеркнул, что у России нет рычагов давления на Хафтара. «У нас есть контакты со всеми без исключения действующими лицами ливийского конфликта: это и генерал Хафтар, и председатель президентского совета [Фаиз] Сарадж, <…> и другие деятели. Там много структур было создано в соответствии с соглашением, заключенным в Схирате в декабре 2015 года», — указал глава МИД РФ.
«Ливийцы [сами] должны найти общеприемлемые для них подходы к выстраиванию диалога сначала, а затем и обустройству своего нового государства, а внешние игроки должны всячески поощрять именно такие подходы», — подчеркнул Лавров.
Российский дипломат напомнил, что пост спецпредставителя генерального секретаря ООН по Ливии уже второй месяц никем не занят. «По общему убеждению, это должен быть представитель африканского региона, и такие кандидаты есть, мы их хорошо знаем, это опытные люди, которые пользуются авторитетом», — заметил глава МИД РФ.
27 апреля Хафтар заявил, что он выходит из Схиратского соглашения, а власть в Ливии переходит к ЛНА. Фельдмаршал также пообещал, что в стране будут созданы все условия для организации постоянных гражданских институтов, которые будут учитывать волю народа. Схиратское соглашение (благодаря которому было создано ПНС), по его словам, разрушило страну, но теперь оно «стало частью темного прошлого».
В правительстве национального согласия (ПНС) назвали слова Хафтара фарсом и попыткой нового госпереворота.
После госпереворота в Ливии, когда в 2011 году Муаммар Каддафи был свергнут и убит, в государстве воцарилось двоевластие. На востоке находится парламент, который сотрудничает с ЛНА и Хафтаром. На западе, в столице страны Триполи, располагается сформированное при поддержке ООН и Евросоюза правительство национального согласия, которое возглавляет Файез Сарадж.
В 2015 году представителями основных ливийских фракций были подписаны Схиратские соглашения, которые в ООН считаются главным документом для урегулирования ситуации в республике.
В документе, в частности, предусматривается создание ПНС и формирование совета президента на время переходного периода, который, согласно задумке авторов инициативы, должен завершиться парламентскими выборами. Однако соглашение до сих пор находится в стадии реализации, несмотря на усилия Туниса, Италии и Алжира, а также ООН.
Кроме того, Хафтар, который, согласно сведениям журналистов, поддерживается различными странами, включая Россию, с 2019 года начал предпринимать активные действия по захвату власти. Но наступление ЛНА было приостановлено из-за вмешательства Турции, которая действует в республике по просьбе ПНС.