Министерство экономического развития подготовило законопроект, дающий право операторам мобильной связи самим идентифицировать абонентов при подключении, не используя Единую биометрическую систему (ЕБС) «Ростелекома». Этот документ упростит процедуру онлайн-продажи сим-карт и исключит обязательную личную явку, у клиента не будет обязанности давать письменное разрешение на обработку своих данных.
«[Законопроектом] закрепляется возможность проведения упрощенной идентификации (без личной явки) при приеме на обслуживание клиента — физического лица оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, — говорится в сводном отчете к законопроекту. — В целях исключения необходимости личной явки гражданина предусматривается возможность обновления оператором связи сведений о клиенте посредством единой системы идентификации и аутентификации с согласия такого клиента (по аналогии с предусмотренным для банков механизмом)».
При этом клиенту не нужно будет давать письменное согласие на обработку личных данных, это можно будет сделать удаленно, при прохождении идентификации. Об этом сообщил «Коммерсанту» руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти «МегаФона» Никита Данилов.
Ранее стало известно, что операторы мобильной связи разработали метод обнаружения звонков якобы от работников кредитных организаций. Теперь банки будут получать информацию о том, что с их номеров совершаются подозрительные вызовы. Таким образом, они смогут быстрее и легче связать необычные траты с возможным хищением данных и заблокировать карту или счет, закрывая злоумышленникам доступ.
Отмечается, что система нацелена прежде всего на борьбу с мошенниками, которые подменяют свой телефонный номер на банковский и, используя социальную инженерию, выманивают данные у клиентов. В 2018 году на такие случаи приходилось порядка 97% хищений средств, а общий объем украденных таким образом денег достиг порядка 1,4 миллиарда рублей.
По данным РБК, антиобманная платформа работает следующим образом: оператор синхронизирует свои данные о звонке с контактными системами банка, после чего отправляет запрос, действительно ли сейчас с этого номера звонит работник кредитной организации. Если вызов не подтвержден как настоящий, то система отправляет банку уведомление о потенциальной попытке мошенничества. Кроме того, так помечают звонки, исходящие из «тюремных кол-центров», поскольку больше всего похищений данных приходится на подобные вызовы.