Независимый топливный союз (НТС) сообщил правительству, что цены на бензин в 2021 году могут резко вырасти. По оценке экспертов, стоимость топлива может увеличиться почти на 14% при худшем сценарии. В союзе предложили отменить демпферный механизм и снизить акцизы на бензин и дизельное топливо, чтобы стимулировать продажи на внутреннем рынке по низким ценам.
Также в НТС предложили правительству увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизелю, а налоговые льготы предоставлять только выполняющим нормативы компаниям. «Данные меры балансируют друг друга: с одной стороны, создается фискальный стимул для роста объемов производства, с другой — объемы не уходят на экспорт, а идут на внутренний рынок», — приводят «Известия» слова Петра Баженова, главы НТС.
Основной причиной роста цен на топливо в союзе считают увеличение индексов экспортной альтернативы (нетбэков) — стоимости топлива за рубежом без учета расходов на транспортировку и налоги. Рост нетбэков означает, что продавать топливо на экспорт становится выгоднее, чем поставлять его на внутренний рынок.
«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего — это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо. <…> Были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки», — считают в НТС.
По мнению экспертов союза, если ситуация не изменится, возможен скачок цен на топливо, схожий с резким ростом в 2018 году. По худшему сценарию, цена на бензин за год вырастет на 13,77%.
Ранее стало известно, что с 1 мая правительство скорректирует параметры демпферного механизма для стабилизации цен на топливо. В этом году изменения коснутся только бензина. По оценке аналитиков, корректировка демпфера заставит бюджет выплатить нефтяным компаниям в 2021 году примерно на 40 миллиардов рублей больше, чем в 2020-м, а в 2022-м — на 90 миллиардов рублей больше.