Слова оппозиционера Алексея Навального о том, что атропин ему вводила бригада скорой помощи, — выдумка. Об этом заявил главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев. Утверждения Навального также опроверг и медбрат Артем Чернявский, оказывавший помощь основателю ФБК с момента посадки самолета в Омске.
«Утверждение Навального о том, что ему с самого начала — еще бригадой скорой помощи, снявшей его с самолета, — вводился атропин, неправда», — сказал Сабаев. По его словам, препарат вводился оппозиционеру «во время его нахождения в отделении реанимации больницы скорой помощи №1, но совершенно по другим показаниям и не в тех дозировках, которые необходимо применять в качестве антидота при отправлениях химпрепаратами».
Главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа рассказал, что при поступлении Навального в больницу диагноз «отравление» был «первым и основным». Однако потом его исключили «по целому ряду объективных и достоверных причин и исследований», отметил Сабаев. Он также напомнил, что Навальный очень быстро восстанавливается благодаря слаженным действиям медиков омского стационара.
Медбрат бригады омской скорой медицинской помощи Артем Чернявский подтвердил слова Сабаева. «Атропин на догоспитальном этапе ему [основателю ФБК*] не вводился», — подчеркнул Чернявский. «Заявления Алексея Навального в СМИ о введении ему на борту самолета сотрудниками скорой помощи атропина не более чем выдумка!» — добавил он.
По словам медбрата, состояние оппозиционера с первых минут было расценено медиками «как кома неясного генеза, что не является показанием для введения данного препарата». «Пациенту проводился стандартный для скорой помощи набор манипуляций для обеспечения его безопасной транспортировки в больницу», — заключил Чернявский.
В сентябре Сабаев говорил журналистам, что Навальному ввели атропин, поскольку у пациента был холинергический синдром, но проявлялся он мозаично и кратковременно, чего не бывает при фосфорорганических отравлениях. «Мы знали, что фосфорорганического соединения нет, но атропин — это не только антидот при фосфорорганических соединениях, это еще и синдромальный реанимационный препарат, который вводится в определенных ситуациях», — отмечал токсиколог.
«При отравлении фосфорорганическим соединением без процедуры ультрагемодиафильтрации спасти человека невозможно. У нас эта аппаратура не использовалась, поскольку не было показаний», — заявлял Сабаев.
Сам основатель ФБК неоднократно говорил, что атропин как антидот ему ввели врачи скорой и благодарил их за спасение жизни. «Сразу четко сказали: «это токсическое отравление», — и зафигачили мне дозу атропина», — писал оппозиционер в соцсетях. В интервью блогеру Юрию Дудю Навальный уточнил, что атропин ему вкололи фельдшеры, а затем реанимационная бригада.
6 октября в ОЗХО сообщили, что Навальный отравлен токсином, похожим на боевые вещества из группы «Новичок», но не включенным в Конвенцию о запрещении химического оружия. Документ подтвердил наличие отравляющих веществ в крови основателя ФБК. Результаты исследования были переданы в ФРГ.
О том, что технический анализ ОЗХО подтвердил следы нервно-паралитического яда «Новичок» в организме Навального, рассказало в Twitter британское представительство организации. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков при этом сообщил, что Кремль пока не располагает отчетом ОЗХО о результатах исследования анализов оппозиционера.
Глава МИД РФ Сергей Лавров ранее заявил, что врачи клиники Charite, как и их российские коллеги, не обнаружили в анализах Навального никаких следов боевых отравляющих веществ. По словам Лаврова, химические элементы «найдены» уже в лаборатории бундесвера.
Алексею Навальному стало плохо 20 августа на борту лайнера Томск — Москва. Его госпитализировали в Омске. Он находился в состоянии комы и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Утром 22 августа Навального транспортировали в берлинскую клинику Charite. 23 сентября оппозиционера выписали из медучреждения.
Правительство Германии утверждает, что военные эксперты обнаружили в организме Навального следы яда из группы боевых отравляющих веществ «Новичок». Сибирская транспортная полиция начала доследственную проверку, но никаких противоправных действий в отношении оппозиционера не выявила.
* ФБК, ФЗПГ и штабы Навального признаны экстремистскими организациями в России по решению суда. ФБК и ФЗПГ также признаны в РФ НКО — иностранными агентами.