«Ростелеком» внедрит в созданную Центробанком Систему быстрых платежей (СБП) функцию оплаты покупок с помощью скана лица, сообщает РБК со ссылкой на источники, знакомые с вопросом. Для проведения операций до одной тысячи рублей будет достаточно посмотреть в камеру. Вероятно, что подобным образом ЦБ пытается активизировать сбор биометрических шаблонов, запущенный летом прошлого года и пока что не слишком успешный, отметили собеседники издания.
Информацию о разработке биометрических сканеров для оплаты услуг подтвердили в «Ростелекоме». «К расчетному счету клиента будет привязана информация о согласии оплачивать товары и услуги с использованием биометрии из ЕБС (Единая биометрическая система)», — уточнили в компании. По словам представителя «Ростелекома», система будет работать по аналогии с бесконтактными технологиями — для операций до одной тысячи рублей будет достаточно снимка, а свыше этой суммы потребуется ввести четырехзначный код пользователя.
Прототип технологии может появиться уже на форуме финансовых технологий Finopolis в октябре этого года. Вопрос об использовании оплаты с помощью биометрии лица сейчас прорабатывается с другими крупнейшими банками и крупными торговыми предприятиями, сообщили в «Ростелекоме».
«Оплата лицом» может стать альтернативой для платежей QR-кодом, отметил в беседе с изданием глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Он подчеркнул, что посмотреть в камеру для большинства пользователей удобнее, чем доставать телефон и сканировать код через приложение. С другой стороны, в QR-код можно внести дополнительную информацию: например, выборочное начисление бонусов по программе лояльности. Кроме того, сканер вряд ли сможет распознать лицо через очки или шарф.
Появление подобной системы оплаты может мотивировать россиян принять участие в сборе биометрических данных для ЕБС, добавил Достов. По его словам, на старте технология не получит широкого распространения именно из-за недостаточно крупной базы ЕБС.
Ранее СМИ сообщали, что «Ростелеком» намерен получить от российских банков биометрические данных их клиентов. В частности, оператора интересуют изображения лиц и слепок голоса, которые необходимы для точного распознавания личности. Такую задачу поставили перед банками ЦБ РФ Ассоциация ФинТех (АФТ) и сам «Ростелеком», которые желают использовать собранную информацию для наполнения своей Единой биометрической системы (ЕБС).
По данным СМИ, ЕБС наполняется слишком медленно для удовлетворения нужд системы — за год работы в нее внесено порядка 15 тысяч лиц и голосов различных клиентов. При этом сбором данных занимались 155 банков более чем в 5,3 тысячи отделений. Поэтому «Ростелеком» намерен получить такие данные от российских банков — они собирают информацию куда быстрее (по заявлению главы Сбербанка Германа Грефа, к концу 2018 года уже были собраны «миллионы образцов»).
Единая биометрическая система действует в России с 30 июня 2018 года. Платформа предназначена для идентификации личности при получении различных услуг. На данном этапе задействован лишь банковский сектор: кредитные организации, такие как Сбербанк, Альфа Банк, ВТБ и другие, начали сбор данных клиентов 1 июля.