Интернет-издание «Медуза» ответило на вопросы, возникшие к ее расследованию об убийстве фигурантами дела «Сети»* двух своих друзей — Артема Дорофеева и Екатерины Левченко. Сведения о преступлении журналисты получили от Ильи Хесина, который сам обратился к «Медузе» и рассказал, что вместе с женой Виктора Филинкова исследовал материалы об исчезновении молодых людей. Кроме того, в «Медузе» отметили, что нельзя игнорировать признание покинувшего Россию Алексея Полтавца о причастности к двойному убийству, потому ему незачем оговаривать себя.
«Медуза» подчеркивает, что в своем расследовании, которое в соцсетях успели назвать «вбросом силовиков», опиралась не только на слова Полтавца, скрывшегося за границей, но и самостоятельно изучали материалы, а также общалась с близкими фигурантов дела «Сети» и родными убитого Артема Дорофеева и пропавшей без вести Екатерины Левченко (подруги Дорофеева).
«Хесин в течение полугода встречался с бывшей женой Дмитрия Пчелинцева [одного из фигурантов дела «Сети»] Ангелиной; мы не знаем, могло ли это повлиять на его отношение к делу «Сети», — но считаем упущением, что это не было указано в нашем расследовании. При этом Хесин отмечает, что его связывали дружеские отношения и с другими фигурантами дела», — отмечает интернет-издание.
Отвечая на вопрос о расхождении в показаниях по поводу травм на теле убитого Дорофеева, «Медуза» приводит слова анонимного судмедэксперта.
Следственный комитет России указал, что на теле Дорофеева были обнаружены раны в левой теменной области и передней поверхности шеи. Кроме того, ведомство сообщило о «многофрагментарном оскольчатом переломе костей лицевого скелета». Эксперт объяснил «Медузе», что в таких случаях в качестве причины травмы указывают «тупой твердый предмет». Но Полтавец заявил интернет-изданию, что в Дорофеева стреляли.
«Если выстрел был из гладкоствольного оружия, все-таки должны были остаться крупинки [картечи] в черепе. Но могли и не остаться: могло быть просто повреждение мягких тканей с разрушением костного скелета, которое к смерти не привело, потому что не было проникновения до головного мозга. Тем более если есть порез шеи», — приводит «Медуза» слова судмедэксперта.
Журналисты также отметили, что слова Полтавца о двойном убийстве нельзя игнорировать, потому что они не противоречат другим данным, но подчеркнули, что не верят в эту версию «заведомо». Кроме того, после этого признания ему может грозить уголовное преследование, подчеркивает портал.
«Полтавец не пришел к нам сам — это мы разыскали его контакт и добились разговора. У него нет очевидных мотивов оговаривать себя и других: в материалах дела «Сети» он фигурирует только как свидетель попытки сбыта наркотиков Кульковым и Иванкиным», — уточнила «Медуза»
В ФСБ знали об убийстве Дорофеева, но они не стали расследовать двойное убийство, потому что бы пришлось привлекать прокуратуру, отмечают журналисты, из-за чего расследование бы существенно замедлилось. Экс-следователь ГСУ СКР Андрей Гривцов пояснил «Медузе», что какие-то материалы могли иметь гриф «секретно», а дело могли забрать у следователей.
Кроме того, адвокат Максим Пашков в беседе с журналистами предположил, что у ФСБ могло не быть доказательств причастности фигурантов дела «Сети» к убийству.
«Вторая версия: 105-я статья [«Убийство»] дает право на суд присяжных. Туда могли «уехать» и статьи по терроризму — обвинение в терроризме через суд присяжных могло и не пройти», — заявил правозащитник.
Также «Медуза» отмечает, что отказ ФСБ начать расследование по делу об убийстве Дорофеева «лишний раз свидетельствует о недобросовестности сотрудников». Помимо этого, интернет-издание объяснило, что некоторые детали не были указаны из-за спешки с публикацией расследования.
22 февраля «Медуза» опубликовала большое расследование, в котором утверждалось, что двое из фигурантов дела «Сети», Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин, могут быть причастны к произошедшим в 2017 году смерти юноши и исчезновению девушки, с которыми были знакомы.
В частности, знакомый Пчелинцева и Иванкина Алексей Полтавец подтвердил изданию, что сам связан с преступлением. Также один из собеседников газеты рассказал, что группа «5.11», в которой состояли некоторые фигуранты дела, была причастна к наркоторговле. Адвокат Пчелинцева Оксана Маркеева назвала расследование «Медузы» «сливом силовиков».
Дело «Сети» возбудили осенью 2017 года. Следствие полагает, что 11 жителей Пензы и Санкт-Петербурга основали террористическое сообщество «Сеть» и готовились осуществить несколько терактов, а также поднять вооруженный мятеж и попытаться свергнуть власти страны. Большинство обвиняемых увлекались страйкболом и относили себя к антифашистам или анархистам.
*«Сеть» — организация признана террористической судом РФ.