Американское рейтинговое агентство The Soufan Group опубликовало 24 октября отчет, согласно которому Россия занимает первое место по числу граждан вне Сирии и Ирака, которые присоединились к организации «Исламское государство». В предыдущем исследовании этой же организации, выпущенном в 2015 году, главным «поставщиком» бойцов для ИГ был Тунис, но, исходя из нового доклада, власти страны снизили вдвое официальную оценку количества «ушедших на джихад».
«Некоторые официальные цифры, как бы это ни было удивительно, не менялись со времен отчета The Soufan Group в декабре 2015 года. Другие данные были пересмотрены в сторону уменьшения, например, в Тунисе и в Турции, так как правительства смогли совершить более точный подсчет. Однако большая часть цифр все-таки возросла», — написано в документе рейтингового агентства.
Еще одна ссылка на изменение прогноза тунисских властей содержится под графической таблицей, на которой эта страна занимает четвертое место по иностранным боевикам ИГ (запрещено в РФ). Отмечается, что правительство страны снизило свою оценку по согражданам, присоединившимся к террористам, «приблизительно вдвое» — до 2926 человек, ранее их было более 6000 человек. Отмечается, что еще 800 боевиков вернулись домой. Россия же занимает первое место: 3417 граждан страны направились воевать на стороне ИГ, еще 400 человек возвратились.
В исследовании указано 203 источника, на которых оно основывалось. Лишь три из них посвящены Тунису. Единственное заявление, которое говорит о позиции властей страны по поводу количества их соотечественников в ИГ, принадлежит спикеру правительства Ийеду Дахмани. Он отметил, что «чуть менее трех тысяч» туниссцев состоят в террористических организациях и воюют в соседней Ливии, а также в Сирии и Ираке.
В этой же заметке, написанной 31 декабря 2016 года агентством France Presse, отмечается, что ООН оценивает эту цифру в 5000 человек. Национальное бюро экономических исследований США в апреле 2016 года, основываясь на предыдущих докладах Barrett и The Soufan Group в 2014 и 2015 годах соответственно, писало, что, согласно официальной информации, в ИГ воюют 6000 тунисцев, а по неофициальной — 7000 граждан страны. При этом за весь период с 2007 года домой вернулось только 800 «ушедших в джихад». То есть количество туниссцев в террористической группировке, согласно статистике, приведенной рейтинговым агентством, каждый год сокращалось на тысячу. Официальные данные правительств стран мира по этому показателю не учитывают погибших в боевых столкновениях: на данном этапе сложно определить точное их количество.
При том что правительство Туниса «уточнило свой подсчет» с 6000 до 3000, местные СМИ на английском и арабском языках трубят тревогу: боевики, уехавшие воевать в рядах ИГ, вернутся домой после потери всех территорий в Сирии и Ираке, и начнут проводить теракты в родных странах. Правительства ряда стран принимают меры по опознанию и подготовке к задержанию этих людей. Особенно активно эта работа наблюдается именно в Тунисе, который еще в 2016 году СМИ называли страной с «самой благоприятной для ИГ почвой» в плане потенциальных рекрутов.
То, что доклад рейтингового агентства опирается исключительно на официальные источники, может снизить ценность этого документа: власти различных государств искусственно завышают или занижают эти цифры с разными целями. Точное «первенство» среди «поставок» боевиков в ИГ определится только после завершения активной фазы борьбы с этой организацией в Сирии и Ираке. Тогда этими подсчетами займутся и в ООН, и в бесчисленных некоммерческих организациях.
Следует отметить, что цель доклада The Soufan Group — не выдвинуть претензии к Российской Федерации, а привлечь внимание к проблеме обозримого будущего. На стороне ИГ сражалось около 40 тысяч иностранных боевиков, и, хоть большая часть из них могла погибнуть в боях в Сирии и Ираке, многие вернутся в родные страны. Они сохранят свои взгляды и начнут их пропагандировать среди молодежи, активно ее радикализируя, и будут устраивать террористические акты. Государствам, по мнению рейтингового агентства, стоит подготовиться к такому варианту развития событий.