В Минобрнауки заявили, что все российские вузы исключены из Болонского образовательного процесса. Президент МГТУ имени Н.Э. Баумана Анатолий Александров в беседе с Daily Storm успокоил, что это никак не повлияет на зарубежные стажировки и программы обучения студентов. Россия будет стремиться к оптимизации своей системы образования.
«Возможность попасть на стажировку зависит от качества обучения в вузе, от авторитета университета, в котором студент учится. Если у него отличные оценки, хорошая практика и рекомендации, его западные университеты возьмут и на стажировку, и в магистратуру. Это не зависит от того, участвовал вуз в этой Болонской системе или нет», — заверил Александров.
Решение выйти из Болонского процесса не означает отказ от прежней формы обучения — бакалавриата, магистратуры и специалитета, отметил Александров: «Просто сейчас мы будем оптимизировать российскую систему образования под исключительно наши государственные интересы и под запросы сегодняшнего дня. Делать это будем очень вдумчиво: система образования консервативная, и здесь нельзя шарахаться из стороны в сторону».
Правительству предстоит реформировать систему образования, ориентируясь на учебные программы, которые актуальны сегодня, отметил Александров. Некоторые программы требуют четырех лет обучения, а для каких-то будет недостаточно и шести.
«Система оценки знаний, ЕГЭ, — она у нас остается. Она сейчас доведена до серьезного оптимума, и пока она достаточно объективно оценивает знания школьников, система работает», — добавил президент МГТУ.
Александров напомнил, что изначально Болонский процесс был создан с целью тесного сотрудничества стран в эпоху глобализации. Но не все государства хотели присоединяться к этой системе.
«Болонская система — это не английский клуб, в который можно вступить и из него выйти. Это система пожеланий, организация образовательного пространства. Далеко не все горели желанием в эту Болонскую систему вступать. Время такое было — все пытались плотно сотрудничать. Ну и мы, конечно, без сильного желания стремились более тесно сотрудничать с нашими западными коллегами. Не получилось, бывает», — сказал Александров.
При этом и на Западе далеко не все вузы готовят бакалавров и магистров, напомнил глава Бауманки: «Втихаря французские вузы так на Болонскую систему и не перешли. Немецкие вузы инженерные дисциплины на чистые бакалавриат или магистратуру не перевели».
2 июня министр науки и образования Валерий Фальков пообещал сохранить в России бакалавриат и магистратуру, однако призвал «не зажимать возможность развития специалитета». Он также указал на необходимость дать университетам самим выбрать наиболее востребованную форму обучения.