Президент Белоруссии Александр Лукашенко пожаловался на российских министров. По мнению белорусского лидера, они искажают достигнутые с президентом РФ Владимиром Путиным договоренности. В качестве примера Лукашенко привел требования российских компаний об уплате им дополнительной премии при поставках нефти.
«Не успели с Путиным договориться о том, что они нам за счет премий или там чего-то (это их дело) компенсируют снижение этой пошлины (если, например, мы один миллиард [долларов] от пошлины получали в прошлом году, а сегодня 700 миллионов [долларов], то 300 миллионов [долларов] Россия компенсирует), вечером уже министры по-своему трактуют наши договоренности — двух президентов. Беру запись разговора: четко, черным по белому была договоренность, что разницу нам компенсируют. То есть финансово мы останемся на уровне прошлого года. Этого нет. Ну что это за союз такой», — заявил Лукашенко в ходе встречи с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилом Мясниковичем (цитата по «БелТА»).
Белорусский лидер также напомнил, что российские компании необоснованно настаивали на уплате им дополнительной премии при поставках нефти в Беларусь. «Мы вам продадим нефть по мировой цене, но вы еще нам на каждой тонне заплатите премию». Так премию платят тем, кто покупает. Если мы покупаем товар, мотивируйте, вы нам премию дайте», — добавил он.
Лукашенко считает, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия «нормальных правил» в торговых отношениях между странами, а также попыток российских компаний действовать с позиции силы. «Право силы — наклонить, заставить. Это ненормально. И в СМИ предпринимаются каждый день атаки: Лукашенко чего-то хочет. Да я уже ничего не хочу, кроме того, о чем мы договорились», — подчеркнул белорусский лидер.
Во время встречи президент Белоруссии заявил о готовности к дальнейшей интеграции с Россией. При этом Лукашенко пожаловался на «понуждение» с российской стороны в этом вопросе. «Мы остаемся, как всегда, привержены реальной интеграции без понуждения к интеграции. Новый термин появился в союзе — «понуждение к интеграции». И странно, что началось это с понуждения к интеграции Беларуси», — сказал он.
В качестве положительного примера белорусский лидер привел интеграционное взаимодействие Минска и Москвы при первом президенте России Борисе Ельцине. «Мы тогда вообще не говорили о том, что кто-то должен потерять суверенитет и независимость. При всех сложностях в те времена мы находили развязки по сложным вопросам. Когда разбогатели, особенно Россия, начались непонятные толкотня и возня», — добавил он.
Лукашенко 21 февраля заявил, что при нынешних условиях на мировом энергетическом рынке он считает справедливой для своей страны цену на российский газ порядка 90 долларов за одну тысячу кубических метров. Ранее Минск договорился покупать у Москвы голубое топливо за 127 долларов. Но, по его мнению, эта цифра была завышена, поскольку контракты по газу всегда привязываются к цене на нефть, которая снизилась. Белорусский лидер также рассказал об итогах телефонного разговора с Путиным. Лукашенко сообщил, что президент России выступил с инициативой компенсировать Белоруссии выпадающие из-за налогового маневра доходы от экспорта нефти.