Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об ограничении применения к бизнесу статьи 210 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание за организацию преступной группы (ОПГ). Документ опубликован 26 декабря в электронной базе данных нижней палаты парламента. Спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин уже направил в профильный комитет внесенный главой государства законопроект, сообщила думская пресс-служба. Совет Госдумы рассмотрит законодательную инициативу Путина на первом заседании в 2020 году.
«Проектом федерального закона предлагается в примечании к статье 210 Уголовного кодекса Российской Федерации указать, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Из вышеперечисленного в документе предлагается сделать исключение для случаев, когда юридическое лицо или его структурные подразделения были заведомо созданы для совершения преступления. В пояснительной записке подчеркивается, что преступное сообщество отличается от иных видов преступных групп более сложной структурой, наличием цели совместного совершения преступлений для получения материальной выгоды, а также возможностью объединения двух и более организованных групп с той же целью.
«Между тем в судебно-следственной практике наметилась тревожная тенденция, проявляющаяся в том, что положения названной статьи применяются формально в отношении учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью», — уточняется в записке.
В этом же законопроекте президент России предлагает внести изменения в первую часть статьи 193 УК РФ (уклонение от репатриации валютной выручки). В частности, предполагается увеличение размера налоговой недоимки, за которую наступает уголовная ответственность. Проект увеличивает сумму недоимки до 2,7 миллиона рублей и 13,5 миллиона рублей (в особо крупном размере) для физлиц и 15 миллионов рублей и 45 миллионов рублей — для юридических лиц. Сейчас для возбуждения уголовного дела физическим лицам достаточно не выплатить 900 тысяч рублей или 4,5 миллиона рублей (в особо крупном размере) за три года, если недоимка превышает 10% или 20% всех налоговых платежей соответственно.
В пояснительной записке сказано, что законопроект нужен для формирования благоприятного делового климата в стране и «сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности». Также в документе подчеркивается, что предусмотренные проектом изменения подготовлены «с учетом текущей ситуации в сфере внешнеторговой деятельности, когда российские экспортеры все чаще сталкиваются с происходящими не по их вине задержками при возврате (получении) валютной выручки, особенно если экспорт осуществляется российскими компаниями, попавшими в так называемые иностранные санкционные списки».
«Изменения в Уголовный кодекс [РФ], уточняющие вопрос привлечения предпринимателей к ответственности за организацию преступного сообщества или участие в нем, а также за нарушение требований валютного законодательства, и нововведения в Кодекс об административных правонарушениях [КоАП], касающиеся наказания за невозврат валютной выручки, направлены в комитет по государственному строительству и законодательству», — говорится в сообщении пресс-службы Госдумы.
Законодательные инициативы президента России будут рассмотрены на первом заседании Совета Госдумы 13 января 2020 года и в приоритетном порядке — в весеннюю сессию, добавили в нижней палате парламента.
Путин во время прямой линии 19 декабря в Центре международной торговли в Москве заявлял, что под статью 210 УК РФ можно подвести совет директоров любой организации, один из членов которого замешан в нарушениях закона.