Автоматизация и цифровизация к 2030 году могут сделать ненужными компетенции 45,5% работников в России, заявили эксперты РАНХиГС. По их мнению, в случае повсеместного внедрения технологий автоматизации этим россиянам придется переучиваться или уйти с рынка труда. В частности, предполагается, что роботы смогут заменить работников, которые в основном заняты однообразной рутинной деятельностью. Аналитики посоветовали россиянам задуматься о получении новых навыков и переобучении.
В частности, автоматизации может оказаться подвержена большая часть работы в гостиничном и ресторанном бизнесе (под риском автоматизации находятся 73% занятых здесь), обрабатывающих производствах (60%), сельском и лесном хозяйствах (58%), розничной торговле (53%) и добыче полезных ископаемых (51%), пишут «Известия» со ссылкой на доклад РАНХиГС.
«Правильно говорить именно о подверженности автоматизации. Но то, что ты подвержен (то есть потенциально можешь быть заменен с учетом технологий), ни в коей мере не означает, что тебя заменят завтра. Процесс сильно растянут во времени, есть возможность переучиться, поменять свои функции», — подчеркнул автор работы, врио заведующего лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Степан Земцов.
По его словам, доклад основывается на доле рутинных или однообразных действий в той или иной отрасли. Сферы, в которых таких действий много, будут автоматизированы раньше остальных, полагает Земцов. По мнению экспертов, к 2030 году роботы могут занять порядка 20,1 миллиона рабочих мест в России.
Автор работы отметил, что такое развитие событий предполагает одновременное внедрение всех доступных технологий автоматизации, что технически невозможно в реальности. Земцов добавил, что после 2025-2030 годов скорость автоматизации значительно возрастет, и к этому моменту работники могут уже не успеть адаптироваться и получить новую востребованную профессию.
Для борьбы с этой проблемой в исследовании предлагается ввести дополнительные налоги на роботов и направить полученные от них средства на социальную помощь. Другой теоретический подход предусматривает переход на четырехдневную рабочую неделю или шестичасовой рабочий день. Внедрение базового безусловного дохода также упоминается в работе, но авторы отмечают, что эффективность этой системы не была доказана в ходе отдельных экспериментов.
В пресс-службе Минэкономразвития изданию заявили, что дополнительные налоги затормозят развитие прогрессивных технологий и видов деятельности. По мнению министерства, такой налог приведет к снижению конкурентоспособности России на мировом рынке. Эксперты также полагают, что ситуация может стабилизироваться и без вмешательства государства, поскольку процесс автоматизации растянут во времени.