МИД России направил в посольство Норвегии ноту протеста в связи с задержанием около берегов архипелага Шпицберген российского рыболовецкого траулера «Борей», заявила официальный представитель ведомства Мария Захарова. Она добавила, что инцидент произошел 2 апреля в зоне, которая является спорной для двух государств.
«2 апреля в так называемой рыбоохранной зоне Шпицбергена был задержан российский рыболовный траулер «Борей». МИД России направил посольству Норвегии в Москве ноту. В ней заявлено, что подобные действия норвежских властей вызывают серьезную озабоченность. Наша позиция о непризнании так называемой рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена неоднократно доводилась до сведения норвежской стороны, и мы об этом публично говорили», — заявила Захарова.
Представитель МИД РФ подчеркнула, что Осло проводит политику неправомерного расширения своих прав в районе архипелага вопреки «положениям договора о Шпицбергене 1920 года».
«В год 100-летнего юбилея этого документа мы призываем Осло неукоснительно следовать духу и букве договора, в основу которого положена идея международного сотрудничества и взаимного уважения прав и законных интересов государств — участников договора», — сообщила дипломат.
Она добавила, что Норвегия прекрасно осведомлена о готовности России применять свои «национальные полномочия в отношении российских рыболовных судов в случае поступления от норвежских компетентных властей информации о допущенных нарушениях».
«Мы ожидаем от Осло конструктивного подхода и тесного, безусловно, взаимодействия в целях урегулирования подобных инцидентов, в том числе в рамках смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству», — резюмировала Захарова.
9 февраля российское посольство в Норвегии также обвинило королевство в том, что оно нарушает обязательства по договору о Шпицбергене. В частности, российские дипломаты подчеркнули, что Осло выносит «на раунды по распределению лицензий на разработку нефтегазовых ресурсов континентального шельфа участки, расположенные в пределах действия договора», в связи с чем российские бизнесмены не могут претендовать на перспективные участки или заниматься добычей минеральных ресурсов.
Архипелаг Шпицберген имеет особый правовой статус: согласно документу, подписанному в 1920 году, территория принадлежит Норвегии, однако и другие участники соглашения (более 50 стран, включая Россию, Японию, США, Данию, Францию) имеют право использовать его ресурсы и территориальные воды. Кроме того, отношения между Москвой и Осло стали еще более напряженными после вступления Норвегии в НАТО, при этом сам архипелаг и прибрежные воды являются демилитаризованной зоной.