Доля нефтегазового сектора в ВВП России составила в 2020 году 15,2% — это на 4% ниже, чем годом ранее, сообщили в Росстате. Таким образом, из 107 триллионов рублей годового ВВП нефть и газ ответственны за 16,3 триллиона. Расчет был проведен ведомством впервые. Эксперты отметили, что показатель является средним среди крупных стран — поставщиков топлива.
По методологии Росстата, которую приводит РБК, нефтегазовый сектор состоит из двух подсекторов. В первичный (занимает порядка 72% сектора) входят предприятия, добывающие топливо и производящие продукты его переработки, а также организации, занятые транспортировкой и продажей продукта. Остальные 28% заняты вторичным подсектором, который осуществляет для первичного вспомогательную деятельность.
За последние четыре года доля нефти и газа в ВВП России сократилась, отметили в Росстате. Так, в 2017 году она составляла 16,9%, в 2018-м — уже 21,1%, в 2019-м — 19,2%, а к концу 2020-го достигла 15,2%.
Показатели России не самые высокие в мире и в целом соответствуют другим странам — экспортерам нефти и газа, отметила эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко. Она указала, что для Саудовской Аравии топливо составляет порядка 50% ВВП, в ОАЭ — около 30%, в Норвегии — 14%, в Казахстане — 13,3%, в США — 8%.
В мае 2020 года Счетная палата в своем отчете заявила, что известных запасов нефти в России хватит на 35 лет добычи, природного газа — более чем на 50 лет. Аналитики подчеркнули, что легкодоступной нефти только 35% всех запасов, и без открытия новых скважин она закончится к 2040 году. По мнению экспертов, необходимо осваивать далекие, потенциально богатые ресурсами регионы, поскольку в уже освоенных субъектах РФ новых крупных месторождений не найдется.
Ранее экс-глава РОСНАНО Анатолий Чубайс выразил мнение, что в нынешней ситуации следует радикально ускорить темпы сокращения доли нефтегазовой отрасли в ВВП страны. Эту точку зрения поддержал вице-премьер Юрий Борисов, заявивший, что в РФ нужно изменить финансово-кредитную систему и структуру экономики, в том числе уходить от «нефтяной иглы».