Министра обороны Сергея Шойгу во время полета над нейтральными водами Балтийского моря охранял эскорт истребителей Су-27 морской авиации.
Об этом стало известно после приближения к борту чиновника самолета НАТО. По словам представителей Пентагона, пилот F-16 хотел сопроводить самолет Шойгу до Калининграда, где 21 июня у министра должна состояться встреча. Но не сложилось.
Путь F-16 преградил российский Су-27. Он продемонстрировал натовскому истребителю вооружение, качнув крыльями. Опубликовано видео экстраординарного инцидента.
Бывший военный летчик майор в отставке Виталий Соколовский считает, что летчик ВВС России действовал по инструкции и согласно международному праву.
«С начала 2016 года НАТО придерживается стратегии сдерживания России. На данный момент в Прибалтике находятся натовские войска. Поэтому любая попытка приблизиться к самолету рассматривается как угроза. На мой взгляд, летчики действовали согласно регламентирующим документам международного права. Как правило, о решении сопровождать борт или нет сообщается в узких кругах. Эта информация засекречена», — сказал он Daily Storm.
Инцидент произошел на следующий день после того, как Минобороны России прекратило взаимодействие с Пентагоном в рамках меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Соответствующее решение Минобороны приняло после того, как 18 июня американский военный самолет сбил сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22 в районе Ракки.
Отметим, что этот случай с сопровождением российского правительственного борта западными самолетами не единичен. В 2016 году президентский Ил-96-300, на котором журналисты кремлевского пула летели на саммит АТЭС в Перу, сопровождали швейцарские истребители. Они появились, когда самолет специального летного отряда «Россия» появился в небе над Швейцарией, и сопроводили его до границы с Францией.
Как пояснил затем командир воздушного судна, «практика сопровождения специальных рейсов в воздушном пространстве Швейцарии существует давно и не уникальна». Тем более что все действия российских и швейцарских пилотов были согласованы. Сам же Владимир Путин прибыл в Лиму на другом самолете.