«Яндекс» и два кредитных бюро запустили новый проект, который использует данные поисковика о конкретном лице для оценки заемщиков, сообщает РБК. Банки смогут отправлять запрос при помощи адреса электронной почты и мобильного телефона заемщика, а платформа на основе своих данных об этом пользователе сможет рекомендовать выдать ему кредит или наоборот. Собеседник издания подчеркнул, что поисковик не знает, о каком человеке идет речь, и не передает сами данные кому-либо.
Совместный проект «Яндекса» и Объединенного кредитного бюро (ОКБ) называется «Интернет-скоринг бюро», пишет газета. По словам гендиректора ОКБ Артура Александровича, для получения оценки партнеры «смешивают» свои данные: бюро обладает доступом к кредитной истории заемщика, а поисковик — обезличенными данными о пользователе. Отмечается, что подобная комбинация данных способна дать результат по более чем 95% заемщиков.
«Обезличенные данные обрабатываются алгоритмами автоматически и находятся исключительно в закрытом контуре «Яндекса». В аналитических моделях используется более тысячи разноплановых факторов. По итогам анализа партнер получает только одно число — результат оценки», — сказал представитель «Яндекса» изданию. По его словам, рекомендация не является руководством к действию.
По данным одного из собеседников издания, кредитное бюро передает «Яндексу» в хэшированном (зашифрованном) виде два идентификатора клиента: адрес электронной почты и мобильный телефон. На основе этих данных система строит модель и выдает цифру — некий процент (надежности или риска, не поясняется). При этом «Яндекс» не может понять, по какому человеку получил запрос, и не передает данные клиентов кому-либо, подчеркнул источник. В пресс-службе платформы также заявили, что партнеры не получают доступа к информации о пользователях.
Несколько банков уже используют сервис в тестовом режиме, заявил Александрович. Он не назвал число участников, но сообщил, что среди них нет Сбербанка (ОКБ принадлежит кредитной организации). На запрос издания откликнулись «Ренессанс Кредит», Совкомбанк, Росбанк, ВТБ и Альфа-Банк — из них тестирует систему только Совкомбанк, однако остальные банки подтвердили существование проекта.
Александрович также подчеркнул, что для получения совместного скоринга от Объединенного кредитного бюро и «Яндекса» требуется согласие клиента на обработку персональных данных. При этом банки уже получают это разрешение от клиентов при использовании других услуг.
В ноябре 2019 года глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что ведомство готовит законодательные предложения по введению ответственности не только за распространение похищенных персональных данных, но и за их покупку и дальнейшее использование. Он отметил, что в последнее время все чаще стали появляться сообщения о похищении баз данных и оформлении с их помощью поддельных документов.