Расшифровка переговоров пилотов разбившегося в Подмосковье Ан-148 попала в распоряжение телеканала «78». Утверждается, что второй пилот Сергей Гамбарян по какой-то причине мог не включить перед взлетом обогрев наружных датчиков, которые в результате от сильного холода отказали. Эта неисправность ввела в заблуждение экипаж, и второй пилот совершил роковую ошибку: вместо того чтобы набирать высоту, стал снижаться. СМИ предполагают, что Гамбарян мог быть неподготовлен к управлению самолетом в нештатных ситуациях.
Командир воздушного судна (КВС): Вверх! Вот.
Второй пилот (ВП): Сейчас-сейчас.
КВС: А ты вниз...
ВП: Вообще фигня какая-то!
КВС: Не, ну я так понял, ты хотел это (не договаривает). А ты наоборот — вниз.
ВП: Ладно-ладно, потом разговаривать будешь. Я имею в виду все остальное. Так, контролируем все!
КВС: Все, все хорошо.
ВП: Все, скорость нормализовалась.
При этом лайнер продолжал падать.
АВТОИНФОРМАТОР: Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Оп-оп-оп… 390!
Отмечается, что именно в этот момент второй пилот совершил роковую ошибку, что и стало причиной трагедии.
КВС: Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!
АВТОИНФОРМАТОР: Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Да потому что... что хорош пи***ть (нецензурно, попусту говорить. — Примеч. ред.), 200 скорость, б****!
КВС: Высота! Высота! Высота!
АВТОИНФОРМАТОР: Terrain ahead («впереди земля» — перевод с англ.)! Terrain ahead! PULL UP (поднимитесь)! Terrain ahead!
КВС: Вверх!
АВТОИНФОРМАТОР: Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead!
КВС: Все, ... пи****
«Саратовские авиалинии» летом 2017 года были «разгромлены» надзорными органами, которые выявили ряд серьезнейших нарушений при проверке компании, утверждает телеканал «78» со ссылкой на документы комиссии. Так, при общей благополучной финансовой ситуации, как выяснилось, руководство часто не доплачивало своим пилотам за переработки. Кроме того, грубо нарушались правила, касающиеся продолжительности одной смены, которая не должна превышать 12 часов: в «Саратовских авиалиниях» летчики без передышки могли летать до 22 часов.
В итоге специальная комиссия, проводившая проверку «Саратовских авиалиний», рекомендовала тогда ввести ограничения на деятельность компании и потребовала до 18 января 2018 года устранить все выявленные нарушения. Были ли выполнены все требования комиссии, не уточняется.
«Шторм» еще ранее писал, что в 2013 году Сергей Гамбарян, который тогда собирался устроиться в «Трансаэро», привлек внимание инспекторов Росавиации, которая тогда проводила масштабную проверку всех пилотов в стране после авиакатастрофы в Казани, когда выяснилось, что один из пилотов упавшего «Боинга» летал с купленной лицензией. Сотрудники Росавиации выяснили, что у Гамбаряна и еще одного пилота оказались одинаковые по номеру лицензии. Формально претензии тогда были предъявлены к другому пилоту.
Однако телеканал «78» узнал, что Гамбарян проходил обучение в авиацентре «ЧелАвиа», где «учился» также пилот упавшего в Казани «Боинга». Несмотря на все эти обстоятельства, Гамбарян не лишился работы, перейдя сначала в авиакомпанию «Ангара», а затем и в «Саратовские авиалинии».
Самолет Ан-148 разбился в Подмосковье 11 февраля. Тогда погиб 71 человек, включая членов экипажа.