Фото: © GLOBAL LOOK press
Сбежавший в Россию начальник командного пункта ПВО воинской части 1215 Вооруженных сил Украины майор Юрий Батурин заявил, что имеет доказательства причастности ВСУ к крушению малайзийского Boeing 777 в Донбассе в 2014 году, сообщил телеканал «Звезда». Прибыть в Россию и сообщить эту информацию Батурин решил, потому что «из соображений морали больше не может скрывать».
Майор Батурин перешел украино-российскую границу с документами и личным делом в пятницу, 6 октября. Перебежчик попросил дать ему российское гражданство и защиту.
По словам беглого майора ВСУ, 17 июля 2014 года он находился на месте службы в воинской части около Харькова. С помощью технических средств контроля системы ПВО он отслеживал полет и увидел падение лайнера. Как сообщил Батурин, «объективные данные радаров свидетельствовали о том, что боинг был поражен ракетой с территории Украины». Эти данные, как сказано в материале «Звезды», подтверждает и расследование экспертов концерна «Алмаз-Антей», определивших точку запуска ракеты.
Майор ВСУ отметил, что после крушения лайнера именно в его часть прибыли военнослужащие колонны сопровождения украинского «Бука». Они доложили Батурину, откуда прибыли. Их координаты совпали с теми, что позже определило следствие.
Это уже не первый случай, когда люди, назвавшие себя украинскими военными, решают раскрыть информацию о крушении малайзийского боинга. В декабре 2014 года мужчина, по его словам, украинский военнослужащий, сообщил, что 17 июля, в день катастрофы, наблюдал за полетами украинских штурмовиков и видел, как лайнер был сбит ракетой «воздух-воздух». Ракета якобы была выпущена украинским штурмовиком Су-25, который базировался рядом с Днепропетровском.
СКР допросил информатора и проверил его на полиграфе. После этого представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что «по тому, как он себя вел, какие факты озвучивал, у следователей не возникло сомнений в искренности и осведомленности свидетеля событий, происходивших в этом воинском подразделении». Версия об украинском штурмовике обсуждалась длительное время, но окончательно отпала после расследования экспертов «Алмаз-Антей», подтвержденного натурным экспериментом с подрывом ракеты комплекса «Бук».
Напомним, 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области разбился пассажирский самолет Boeing 777, выполнявший рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. На борту находились граждане 10 государств. В случившейся трагедии друг друга обвинили власти Украины и ДНР.
21 июля 2016 года Совет Безопасности ООН потребовал провести независимое расследование. Москва неоднократно высказывала недовольство тем, как ведется проверка, и тем, что представленные российской стороной данные игнорируются.